• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нейросети показывают, какие качества действительно делают людей уникальными»

«Нейросети показывают, какие качества действительно делают людей уникальными»

© iStock

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил курс «Прикладные нейросети» на портале «Открытое образование». Теперь разобраться в том, как применять возможности искусственного интеллекта на практике, может любой желающий.

Слушатели курса изучают так называемые предобученные модели. Чтобы работать с ними, не нужно дополнительных знаний или инструментов. Подробнее о том, как устроена программа, кому она подходит и почему тренд на нейросети с нами надолго, рассказал автор и преподаватель курса, приглашенный преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН ВШЭ Даниил Косакин.

— Что такое предобученные нейросети? Чем они отличаются от нейросетей, о которых все говорят?

— Классические нейросети обучаются с нуля под одну конкретную задачу. Если поменялась даже небольшая деталь, значит, всё, нужно полное переобучение. Предобученные нейросети уже изначально много знают в определенной области, их гораздо легче дообучить под какую-то задачу, ведь основная информация у них уже есть.

Даниил Косакин

Попробую объяснить на примере. Представьте, что вы решили приготовить карри, а раньше до этого вообще ничего не готовили. Но вы готовы тратить дни, недели или даже месяцы, чтобы научиться, — в итоге вы мастерски готовите карри. Но если вас попросить испечь пирог, ваши знания вам не сильно помогут, и учиться придется почти с нуля. А теперь представьте, что такое же задание получил опытный повар. Да, возможно, он никогда не готовил карри, но понимает, как работать с огнем, вкусом и специями. Ему освоить новое блюдо уже значительно проще.

— Кому будет интересен курс? В решении каких практических задач он поможет уже сейчас?

— В первую очередь курс рассчитан на аудиторию, которая хотя бы что-то слышала про нейросети — какие они классные и как много умеют. Но эти люди пока не решились подойти к ИИ ближе, ведь все это кажется каким-то страшным и вообще только для айтишников. Задача курса — эти предубеждения развеять. Вообще-то, применять предобученные нейросети довольно просто.

Такие сети отлично справляются с автоматизацией всяких рутинных процессов. Нужно проанализировать тысячи отзывов клиентов и определить основные запросы? Подключаем языковую модель, она быстро и точно выяснит, что людям нравится в продукте, а что нужно доработать. Расшифровать интервью? Окей, берем модель Speech2Text из открытого доступа. Найти на сотнях фотографий определенный объект? Модели классификации изображений сделают это за вас.

Скорости развития нейросетей фантастические. Еще лет пять назад для каждой из этих задач нужно было либо много времени и отдельная команда инженеров, либо еще больше времени и много рук. Сейчас уже готовые к использованию модели находятся в открытом доступе и их можно установить на личный компьютер.

Узнать больше о курсе и записаться можно здесь.

— Если студент вообще не из IT-сферы, будет ли ему все понятно? Нужны ли дополнительные знания и программы для освоения курса?

— Курс как раз рассчитан на неайтишную аудиторию. Теоретическая часть вообще не требует никаких знаний из области IT — она дает концептуальное представление о том, как работают и какие задачи решают разные нейросети. Чтобы выполнять практические задания, нужно владеть основами языка Python, чтобы понимать, как технически подгружаются и используются модели. Достаточно базовых знаний о переменных, циклах и простых питоновских функциях — остальное можно схватить в процессе.
— Какие практические задания будут на курсе? Чему научится студент?

— Обязательных заданий на курсе нет, но мы подготовили набор ноутбуков, в которых максимально подробно и понятно расписали процесс запуска всех моделей. На занятиях можно подробно разобраться с принципом и особенностями работы этих моделей и узнать, что и как именно происходит в ноутбуке, а вне занятий — потренироваться самостоятельно и попробовать применить эти модели для собственных кейсов.

Рассчитываем, что каждая неделя будет посвящена определенному виду контента (как нейросеть работает с текстом, звуком и изображениями). Студент изучит особенности обработки данных и узнает, для каких задач может быть полезно машинное обучение, а потом на конкретных примерах научится подготавливать данные и запускать модель для их обработки.

— Какие задачи нейросети уже сейчас точно могут взять на себя?

— Как правило, это рутинные задачи, которые понятно сформулированы, у них есть точный порядок действий, а креативность и инициативность не нужны. Проще говоря, если можно за пять минут объяснить человеку, который с этим раньше не работал, что надо делать, скорее всего, с этим справится и нейросеть.

Это инструмент, который может освободить наше время от лишней рутины, чтобы сосредоточиться на действительно интересных и творческих задачах в работе.

— Что нужно уметь, чтобы в ближайшем будущем твое рабочее место не забрала нейросеть?

— Как мне кажется, главное — быть инициативными, любопытными и креативными. Инициативность в принятии непростых решений — та вещь, которую очень сложно доверить модели, хотя бы потому, что она не может нести ответственность за свои решения.

Любопытство и креативность побуждают выходить за рамки привычного, пробовать новое, ошибаться, но продолжать двигаться вперед. Модели от этого пока далеки — они замкнуты в пространстве данных, на которых обучались, и не умеют рисковать и экспериментировать. Можно сказать, что нейросети показывают, какие именно качества делают нас, людей, действительно уникальными.

Больше о работе с нейросетями и применении искусственного интеллекта — на портале Вышки онлайн, посвященном ИИ.  

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ — лидер среди вузов по вкладу в развитие ИИ

15 мая состоялось вручение премии «AI Awards: создатели будущего 2024».  Команда по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна» Big Data & AI* совместно с Brand Analytics объявили победителей рейтинга искусственного интеллекта, который составила нейросеть. Вышка стала победителем в индустриальной номинации «Вузы. Вклад в развитие ИИ».

Ученые Вышки ускоряют разработку беспроводных систем связи 5G и 6G с помощью ИИ-технологий

В Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработали программное обеспечение для моделирования радиоканала в беспроводной связи 5G и 6G, основанное на использовании трассировки лучей и машинного обучения. Программы позволяют узнать, как радиоволны распространяются между передатчиком и приемником, а также могут преобразовывать данные трассировки лучей в формат последовательности кадров, конфигурировать и обучать нейросеть на их основе с последующим сохранением.

«Новый стратегический проект усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта»

Высшая школа экономики в рамках программы «Приоритет-2030» запускает новый стратегический проект «ИИ-технологии для человека». О том, какие задачи он решает, какие проекты войдут в его состав, зачем нужны конкурсы молодых ученых и компетенций и что будут делать ИИ-помощники для человека, в интервью «Вышке.Главное» рассказал научный руководитель стратпроекта, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин.

На площадке НИУ ВШЭ опубликована «Белая книга» оценки соответствия искусственного интеллекта

Технический комитет по стандартизации №164 «Искусственный интеллект», действующий на площадке НИУ ВШЭ, совместно с Палатой индо-российского технологического сотрудничества (CIRTC) и ассоциацией «РУССОФТ» опубликовали «Белую книгу» оценки соответствия искусственного интеллекта. В ней отражены подходы к стандартизации и этическому регулированию технологий ИИ в двух пилотных отраслях — здравоохранении и сельском хозяйстве.

«Подобно электричеству, ИИ может принести невероятную пользу»

Разработки в сфере искусственного интеллекта постепенно занимают ведущее место во всем мире. ИИ может принести невероятную пользу мировой экономике и благосостоянию, но порождает новые вызовы. Об этом в своем докладе рассказал профессор Университета Флориды, научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур нижегородской Вышки Панос Пардалос.

Быть, а не казаться: как вырастить из ИИ профессионала

Пока ученые спорят о пользе и вреде искусственного интеллекта, молодежь активно осваивает и интегрирует нейросети в свою жизнь, приспосабливая нашу реальность к новым условиям. О том, как дообучить LLM, чтобы они смогли служить полноценными ассистентами в профессиональной среде, обсудили в Вышке на воркшопе «Большие языковые модели в науке и в жизни».

«Нам нужно учиться общаться с сервисами искусственного интеллекта»

На платформе «Открытое образование» стартовал онлайн-курс «Что такое генеративный ИИ?», который поможет слушателям узнать больше о том, как правильно общаться с нейросетями, чтобы они лучше выполняли задачи. Как работает генеративный ИИ и как с его помощью создавать любой контент, рассказала эксперт Центра непрерывного образования, старший преподаватель департамента больших данных и информационного поиска ФКН Дарья Касьяненко.

«Специалист по Data Science» ВШЭ — первая программа переподготовки с аккредитацией Альянса в сфере ИИ

Согласно итогам экспертизы, программа Высшей школы экономики охватывает современные области анализа данных и машинного обучения и помогает нетехническим специалистам приобрести базовые знания в области больших данных и искусственного интеллекта. Это уже шестая образовательная программа факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, получившая престижную профессионально-общественную аккредитацию.

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Что мы знаем о мозге и его возможностях: рассказывают исследователи ВШЭ

Правда ли, что мозг — самый неизученный орган? Как нейротехнологии помогают в лечении сложных заболеваний? Может ли искусственный интеллект соревноваться с естественным? И куда пойти учиться, чтобы стать нейроученым? Эти и другие темы в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» обсудили ученые из Высшей школы экономики — Ольга Драгой, Андрей Мячиков и Алексей Осадчий.