Ирина Карелина: «Вышка сегодня — это университет, ориентированный на партнерства»
Высшая школа экономики в 2022 году стала экспертным центром для вузов Луганской Народной Республики в аналитическом, методическом и правовом направлениях. Это позволит создать условия для бесшовного вхождения образовательных организаций республики в российское академическое пространство. Почему Вышка взялась за этот проект и как он вписывается в стратегию развития университета, в интервью новостной службе «Вышка.Главное» рассказала Ирина Карелина, вице-президент НИУ ВШЭ.
— Ирина Георгиевна, почему именно Вышка занимается адаптацией высших учебных заведений Луганской Народной Республики к реалиям российской образовательной системы?
— Инициатором этого проекта выступил ректор НИУ ВШЭ Никита Юрьевич Анисимов. С одной стороны, как правительственный университет, Вышка — один из самых разносторонних экспертных институтов развития в стране. С другой стороны, Вышка — молодой, но уже добившийся успеха в академической среде университет, часто выступает инициатором новых проектов в национальном образовании. Мы считаем, что университет готов взять на себя такие серьезные обязательства.
В мае Минобрнауки России был издан приказ, согласно которому российские вузы брали шефство над вузами Луганской и Донецкой народных республик. Это были необходимые на тот момент точечные и быстрые решения. Мы посоветовались с нашими коллегами, с партнерами по Ассоциации «Глобальные университеты», и в начале августа Вышка обратилась в Минобрнауки России с системным предложением — взять на себя функцию стратегической поддержки системы образования ЛНР.
Для подготовки такого решения потребовалось некоторое время. В середине октября министерство поддержало наше обращение официальным распоряжением, а 19 октября соответствующее соглашение было подписано между Вышкой и правительством ЛНР. Суть документов состоит в том, что мы должны помочь нашим новым партнерам интегрироваться максимально эффективно и бесшовно в систему образования Российской Федерации.
Фактически наше сотрудничество началось еще в августе, с проектных сессий, на которых мы обсуждаем с коллегами кейсы управленческих практик различных вузов, знакомим управленческие команды университетов Луганской Народной Республики с особенностями системы образования России, организацией работы российских университетов, возможностями запуска отдельных проектов, которые Вышка готова предложить коллегам на безвозмездной основе.
— В чем заключаются возможности, которые Вышка может предложить другим университетам?
— В системе национального образования Вышка имеет особый статус. Университет не боится экспериментировать, создавать новые практики и делиться компетенциями с другими вузами. Это и управление академическими программами, и программы постдоков, и зеркальные лаборатории, и программы учебных и цифровых ассистентов. Есть программа поддержки публикаций региональных авторов в научных журналах Вышки, в рамках которой редакционные коллегии оказывают консультативную помощь авторам по доработке статей. Действует разветвленная программа стажировок, когда сотрудники региональных университетов в онлайн- или офлайн-форматах знакомятся с практиками НИУ ВШЭ. Список можно продолжать. Эти и другие активности входят в нашу программу «Университетское партнерство», основная цель которой — повышение качества управления, образования и развития исследований в вузах, повышение квалификации научных и преподавательских кадров.
Вышка сегодня — университет, ориентированный на разносторонние академические партнерства, их у нас действительно много: активных — более тысячи. Это и академические институты — более 28 базовых кафедр РАН, и образовательные организации разных уровней образования: высшего, среднего профессионального, общего образования, а также зеркальные лаборатории, онлайн-курсы, программы ДПО и другие активности в партнерстве с каждым седьмым российским университетом. В сеть партнерских школ входит более 450 учебных заведений, проект Распределенного лицея включает более 30 школ Москвы.
— Можно ли поделиться с другими университетами умением создавать инновации или это уникальная компетенция Вышки?
— Насчет создания инноваций — не уверена. Но Вышка активно делится своими наработками уже много лет. Мы не только апробируем их на себе, но и вовлекаем в этот процесс большое количество российских университетов. С кем-то советуемся и вырабатываем общее видение, кому-то предлагаем уже готовые решения, чтобы они могли избежать ошибок и сделать что-то интересное для себя. Вышка часто выступает первопроходцем, давая возможность коллегам воспользоваться проторенным путем и искать с его помощью свою траекторию развития. В большинстве университетов по нашему примеру введена должность директора или проректора, отвечающего за развитие университета (позиция «директор программы развития» впервые появилась в Вышке). Теперь почти каждый университет примерил к себе эту позицию, осмыслил ее и создал это направление, причем практически всегда с нуля. Например, программу развития Вышки до 2030 года обсуждали всем вузовским сообществом, неоднократно по этому поводу проводили экспертные встречи не только на базе Вышки, но и на базе Минобрнауки России. В итоге программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года была утверждена в прошлом году нашим учредителем — правительством Российской Федерации, а структурированное содержание программы развития НИУ ВШЭ легло в основу методических рекомендаций по разработке программ развития университетов страны.
Таким образом, можно сказать, что Высшая школа экономики в полной мере выполняет третью миссию, внося инновационный вклад в национальную систему образования — и высшего, и среднего, и дополнительного профессионального, и общего образования.
— Возвращаясь к соглашению с ЛНР, в чем его особенность, помимо того что это взаимодействие с новым субъектом Российской Федерации, работавшим ранее по другим стандартам?
— Как я уже сказала, у Вышки много партнеров: это вузы, научные центры, федеральные и региональные органы власти, бизнес-компании, школы, НКО, то есть самые разнообразные организации. Что касается регионов, то в отношении развития образования мы выходим на новую систему взаимодействия — так называемые комплексные стратегические партнерства. Соглашение с Луганской Народной Республикой — наш первый такой опыт. Это стратегическое партнерство на уровне региональной системы образования с самым широким спектром активностей, включая экспертно-аналитическую, экспертно-методическую, экспертно-правовую поддержку. Вместе с коллегами из ЛНР мы завершаем разработку дорожной карты, в которой более точно определены этапы и мероприятия нашего взаимодействия.
— К работе в Луганске будут привлечены вузы-партнеры?
— Мы искренне надеемся, что наше вузовское содружество нас поддержит, в первую очередь те, кто входит в Ассоциацию «Глобальные университеты» (globaluni.ru), исполнительным директором которой я являюсь уже 8 лет, а председателем совета ассоциации — научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Напомню, что ассоциация создана в 2014 году на старте Проекта 5–100, в нее входит 21 вуз. Она стала локомотивом развития системных партнерств. Университеты ассоциации обладают уникальным набором практик и опыта.
В проектных сессиях с управленческими командами вузов ЛНР уже приняли участие наши партнерские университеты — Томский государственный университет, Адыгейский государственный университет, нас также поддержал Национальный фонд подготовки кадров. Планируется, что вузы из других регионов страны подключатся к работе и будут делиться с новыми партнерами управленческими решениями и эффективными практиками из своей истории развития. Мы обсудим с коллегами на ближайшей нашей встрече варианты их участия.
Думаю, что следующим этапом станет обсуждение возможностей сотрудничества с руководством и других новых российских регионов.
— Насколько, по вашей оценке, легко или, напротив, сложно будет адаптировать систему образования новых территорий под российские стандарты?
— Мы уже изучили особенности системы образования ЛНР, и высшего, и общего. Есть очень интересные кейсы, нетипичные для наших вузов. Например, два года назад проведена серьезная трансформация системы высшего образования ЛНР, когда каждый вуз представляет определенный центр предметной ответственности, практически исключено дублирование программ подготовки в разных вузах. Коллеги частично уже работают по российским федеральным образовательным стандартам, при этом возникают вопросы правового характера, которые требуют разрешения. Поэтому нам придется включаться в экспертную поддержку и в этой сфере. Решать сложные задачи, искать вместе с коллегами решения в нестандартных кейсах — в этом и состоит наша профессиональная деятельность, и моя в том числе как профессионального эксперта по стратегическому развитию университетов.
— Можно ли деятельность Ассоциации «Глобальные университеты» считать примером успешного межвузовского партнерства?
— Думаю, да. Тому есть внешнее подтверждение: в разное время за нашим опытом приезжали на консультацию коллеги из других стран (Германии, США, Армении). Наши университеты научились эффективно сотрудничать и получать синергетический результат. Например, в рамках международной олимпиады Open Doors для абитуриентов магистратуры и аспирантуры, проектов по нормотворчеству, Глобальной университетской лаборатории. Олимпиада, несмотря на пандемию и изменение текущей политической ситуации, демонстрирует высокий интерес иностранных студентов к обучению в магистратуре и аспирантуре ведущих российских университетов. Мы уже завершили первый этап олимпиады, когда участники регистрируются, заполняют портфолио, выполняют тесты. Всего зарегистрировались более 56 000 участников из 196 стран, которые заполнили 78 000 портфолио, что соответствует аналогичной дате прошлого и позапрошлого года. Интерес к обучению в аспирантуре российских университетов проявили более 21 000 человек, заполнивших более 28 000 портфолио.
Что касается проекта по нормотворчеству, то возникла эта идея во время работы над Проектом 5–100, когда профессиональной команде вузов вместе с юристами Минобрнауки приходилось искать решения для снятия существовавших на тот момент ограничений, мешавших реализации проекта. За 5 лет проанализировано более 70 проблемных практических кейсов, подготовлены предложения в адрес президента и правительства Российской Федерации, Минобрнауки, других министерств и ведомств, две трети которых нашли свое решение, а каждая шестая инициатива реализована в виде поправок в федеральные законы.
Еще один проект родился в период пандемии, когда у вузов по всей стране возникла необходимость за пару недель перейти в онлайн-формат, максимально сохранив качество. Что сделали наши университеты? Мы предложили Минобрнауки наш профессионализм и открыли линию методической поддержки университетов при Ситуационном центре министерства, провели более 50 открытых практических вебинаров, на которых все вузы страны могли поделиться и обсудить разные практики не только перехода в онлайн, но и по всем направлениям деятельности. В итоге был создан банк более 500 управленческих практик, они доступны всем российским университетам на сайте ассоциации. И этим опытом пользовались не только коллеги из российских вузов, к нему охотно обращались вузы из дружественных стран.
Сейчас мы с коллегами активно обсуждаем новый формат Глобальной университетской лаборатории, работаем над законодательными инициативами в части правового закрепления статуса научно-образовательных консорциумов. У нас еще очень много планов, которые можно реализовывать только вместе.
Университеты — члены ассоциации глубоко встроены в национальную экономику, находятся в поиске ответов на новые современные вызовы и, как признанные глобальные университеты, то есть достойно представляющие российское высшее образование на глобальном рынке, несут особую ответственность.
— Вы сказали о переходе на модель стратегического партнерства. Расскажите об этом подробнее.
— Одной из задач программы развития Вышки является вклад в региональные системы образования.
Наша задача как ведущего и глобального университета — способствовать эффективному развитию российских университетов
Кроме того, Вышка — участник программы «Приоритет-2030», в которую входит сейчас 106 вузов. Эта программа определила новые ориентиры в развитии национального образования. Во-первых, это эффективный вклад университетов в экономику регионов, причем не только через подготовку кадров, но и с помощью научных, предпринимательских разработок, инновационных технологических решений. Во-вторых, это создание результативных консорциумов. В одиночку лежать под деревом и ждать, когда «упадет на голову яблоко», у нас нет времени. Поэтому для решения научных и образовательных задач университеты кооперируются с научными, образовательными центрами, производственными компаниями. В системе образования возникает новая сущность, которую называют научно-образовательными коллаборациями.
Сегодня мы ориентированы на кооперацию, которая сочетает в себе не только ставшее традиционным сотрудничество «1+1», но и более широко — как на университетскую академическую экосистему, которая создается нашими стратегическими партнерствами с региональными научно-образовательными системами.