• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

«Мы видим, как активно идут поиски, как над темой «Навыки XXI века» бьется педагогическая мысль, — заявил глава Сбербанка Герман Греф. — Но существующей среды или ключевой идеи, которую можно было бы позаимствовать, нет. Попытка сформировать российскую среду и выявить ее лидеров — главная задача нашего конкурса».

Дискуссия о том, как готовиться к наступающему будущему, как обновлять школу, сотрясает систему образования с начала XIX века, добавил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его мнению, в основе образования будущего — творчество, проектное мышление, обучение людей выбору, поиску нового, формированию команд. Необходимо формировать у детей прикладные экономические и правовые навыки для успешной жизни в новом обществе, а также компьютерную грамотность.

В финал конкурса вышли 12 команд, из них 4 стали победителями.

В номинации «Образовательная программа (идея/проект)» победила «Технология жизненного проектирования».

Ее придумали авторы «Умной школы» — проекта, который был задуман в 2013 году и сейчас реализуется в Иркутске. Строится образовательный комплекс нового типа — со школой, детским садом и поселком для приемных семей. Комплекс пока не работает, но его авторы охотно рассказывают о своих идеях на разных площадках в России и за рубежом. Одна из этих идей — технология жизненного проектирования: детей собираются учить ответственно распоряжаться собственной жизнью, ставить цели и достигать результата эффективными способами с учетом имеющихся ресурсов. Авторы технологии собираются предложить ее и другим школах.

В номинации «Образовательная программа (реализованный проект) победила «Технологическая сессия», ее авторы — педагоги из пермской гимназии № 5 во главе с заместителем директора Еленой Иконниковой. Суть проекта в том, чтобы иначе изучать школьный предмет «Технология». «Мы вышли из пространства школы и стали использовать учебно-производственные лаборатории социальных партнеров — колледжей и вузов, а также производственные площади промышленных гигантов Пермского края», — рассказала Елена Иконникова. Проведя неделю на площадке социального партнера, дети решают производственную проблему — например, разрабатывают витаминизированный напиток для улучшения иммунитета. Еще один результат, придуманный детьми и установленный в гимназии, — «умное мусорное ведро»: по мере наполнения оно передает сигнал на пульт охраны, после чего его выносит уборщица.

В номинации «Модель организации (идея/проект)» победила «Петербургская школа-парк». Ее авторы разработали проект школы, где нет деления детей по возрастам, нет классов, расписания и оценок. Школа в их понимании — это комплекс междисциплинарных студий, между которыми ребенок перемещается «в ситуации глобальной неопределенности», но в то же время под руководством коуча и при поддержке семьи. Таким образом, у ребенка наверняка сформируются компетенции будущего, из которых самая важная – «желание и умение наращивать компетенции», считают авторы проекта. «Идея свободы непростая для нашей страны, но мы не боимся пробовать», — заявляет автор проекта Варвара Кучук.

В номинации «Модель организации (реализованный проект)» победила «Комплексная система управления качеством образования “Мобильная электронная школа”». Это система дистанционного образования, которая уже используется в некоторых регионах. Руководитель проекта — член–корреспондент РАО Александр Кондаков — имеет огромный работы в сфере образования. В конце 1990-х — начале 2000-х годов он был одним из разработчиков идей модернизации образования, занимал пост заместителя министра образования РФ, затем руководил издательством «Просвещение» и одновременно разрабатывал стандарты школьного образования второго поколения.

«Спасибо организаторам конкурса. Таких конкурсов должно быть много. Образовательные стартапы во многом формируют будущее образования. Мне было очень интересно. Более того, я тоже представлял стартап. Это колоссальный драйв! В финале нашими соперниками меня были три молодые талантливые девчонки из Новосибирска... Адреналин... Мы выиграли!», — написал Александр Кондаков в комментариях в Facebook.

Победители получили возможность прохождения стажировок за рубежом, гранты на реализацию своих проектов (до 5 млн. руб.), приоритетное право поступления в магистратуру Института образования ВШЭ, а также другие призы от партнеров конкурса.

Вам также может быть интересно:

Квалификации и компетенции: рынку труда нужна проактивная политика подготовки кадров

Изменения на отечественном рынке труда, связанные с дефицитом работников и технологическим обновлением многих отраслей экономики и производства, требуют более гибкой системы обучения специалистов разных профессий и подтверждения их квалификации. Об этом шла речь на Х Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций», в работе которого приняли участие президент НИУ ВШЭ Александр Шохин и научный руководитель университета Ярослав Кузьминов.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане

Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.

Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования

В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.