«Факультет математики ВШЭ — это очень активное сообщество, как и вообще Москва»
Карлос Кортес из Эквадора, бронзовый медалист Международной математической олимпиады (2011, 2012 и 2013 гг.) и выпускник математического факультета Массачусетского технологического института (MIT), провел два месяца летних каникул на научной стажировке на факультете математики ВШЭ. О впечатлениях от учебы в России он рассказал новостной службе ВШЭ.
Стажировка стала возможной благодаря соглашению о сотрудничестве между ВШЭ и программой международных научных и технических инициатив MIT (MISTI). От стандартной программы обмена стажировка отличается, во-первых, продолжительностью — она короче и не привязана строго к учебному календарю, а во-вторых, задачами, которые в рамках своего пребывания в зарубежном университете решает участник — в первую очередь речь идет о реализации исследовательских проектов, а не сдаче учебных курсов, хотя посещение курсов во время стажировки возможно и приветствуется. Стажировка на факультете математики обычно включает в себя научную работу под руководством одного из сотрудников факультета.
От конкурсов к науке
В 12 лет Карлос попал на математический конкурс и без подготовки победил в нем. После этого он заинтересовался математикой всерьез. Продолжил участвовать в конкурсах и в конце концов, выбрав математику как профессию после окончания школы в Эквадоре, поступил в MIT.
«В математических конкурсах цель очень четкая — у тебя есть четыре с половиной часа на решение определенных задач», — вспоминает свой опыт Карлос. «Ты знаешь, что у этих задач есть решения, поэтому ты можешь подумать о том, как мыслил человек, придумавший эти задачи. А когда ты занимаешься математическими исследованиями, ты не до конца уверен, что именно ты ищешь. У тебя может быть некое представление о предмете исследования, но это поиски наощупь в темноте в попытке выйти к свету. Иногда ты его находишь, иногда нет, но начиная, никогда не знаешь, чем это закончится».
За первые два или три года обучения в университете Карлос постарался перестроиться с «олимпиадного мышления» на «исследовательское», хотя до сих пор не уверен, что сделал это до конца.
«Примерно на третьем году обучения я понял, что научная работа в математике потребует гораздо больше терпения, чем соревнования, — говорит Карлос. — На соревнованиях основная цель — решение задач, а в исследованиях есть и вторая столь же важная цель — построение теории. Иногда на понимание материала и получение результата уходят дни, недели и даже месяцы, но мне это нравится. Конечный результат бывает столь прекрасен, что он стоит всего этого. А на соревнованиях через три часа ты уже выжимаешь из задачи максимум. Кроме того, задачи на соревнованиях представляют четыре области — алгебру, геометрию, теорию чисел и комбинаторику. На самом деле, первые три из них довольно далеки от настоящей математики. Только комбинаторика чем-то похожа на ту комбинаторику, которая существует в научном математическом мире».
Научная стажировка в России
Путешествие Карлоса в Россию началось на втором году его учебы в MIT, когда студентам нужно было выбрать дополнительную специализацию помимо математики. Он выбрал русский язык, частично потому, что знание иностранного языка, например, немецкого, французского, русского или китайского, зачастую требуется для поступления в магистратуру.
По мере того как Карлос погружался в русскую культуру и литературу, он также начал интересоваться российской математической школой и ее отличиями от американской, французской и британской школ.
«Впервые о ВШЭ я услышал от Александры Викторовой, с которой познакомился на Международной математической летней школе в Лионе в 2012 г. Она недавно закончила факультет математики ВШЭ и сейчас работает над PhD в Университете Стоуни-Брук», — рассказывает Карлос.
Мне кажется, в России гораздо более выражена тенденция к ранней специализации в теоретических областях. В США студенты приходят в университет, не очень хорошо представляя, чем они хотят заниматься, будь то математика или компьютерные науки
«Когда MIT и ВШЭ предложили мне научную стажировку, это было очень гибкое предложение в смысле того, что она будет в себя включать», — говорит Карлос. — Мой проект имеет привкус комбинаторики, хотя начиналось все с теории узлов. Узел можно представить в виде шнурка, который запутан в пространстве, но со связанными концами. Очень сложно определить, отличаются ли друг от друга два узла, то есть, можем ли мы превратить один узел в другой, не разделяя концы шнурка. Изначально мы планировали изучить некоторые весовые системы на хордовых диаграммах, которые в комбинаторике являются аналогом так называемых «инвариантов Васильева», или инвариантов узлов конечного типа. Кстати, профессор Виктор Васильев сейчас возглавляет базовую кафедру Математического института им. В.А. Стеклова РАН в ВШЭ».
Кроме ведения научной деятельности, Карлос также посещал лекции в рамках Русско-китайской конференции по теории узлов, которые помогли ему решить, что это направление останется в области его дополнительных научных интересов, а не основных. Он также участвовал в летней школе «Алгебра и геометрия», которую организует ВШЭ совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом.
«Школа была отличной! — радостно вспоминает Карлос. — Было непросто, поскольку я до сих пор недостаточно хорошо знаю русский, чтобы понимать все лекции, но очень помогало, что лекторы писали на доске. Кроме того, после того как я по шесть часов в день слушал лекции, я стал понимать русский гораздо лучше, чем когда только приехал в Россию. На этой школе я познакомился со многими интересными людьми. Некоторые из них — выпускники Вышки, которые также собираются ехать учиться во Францию».
Математика в США и России
В США студенты обычно поступают в университет с небольшим объемом знаний по математике. Программа очень гибкая, то есть студенты могут выбирать более сложные курсы, но общие стандарты того, что они должны знать на момент поступления в университет или его окончания, не очень высоки. Это очень отличается от того, что Карлос увидел на школе в Ярославле: пообщавшись со студентами первого и второго курсов, он понял, что некоторые школьники в России очень рано начинают заниматься теоретической математикой.
«В среднем студенты третьего и четвертого курсов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в России младше, чем в США. Это поражает, — говорит Карлос. — Мне кажется, в России гораздо более выражена тенденция к ранней специализации в теоретических областях. В США студенты приходят в университет, не очень хорошо представляя, чем они хотят заниматься, будь то математика или компьютерные науки. Они могут определиться на втором курсе. В России все более специализировано».
До того, как приехать сюда, я слышал много хорошего о Вышке, и теперь рад убедиться в этом на собственном опыте. Мне очень понравились и Вышка, и Москва
Карлос обнаружил, что одно из отличий между ВШЭ и MIT — это то, что в ВШЭ факультет математики отделен от других подразделений университета, поэтому студенты-математики общаются в основном друг с другом. А в MIT департамент математики очень близок к другим подразделениям и в географическом, и в академическом смысле, поэтому у студентов больше возможностей знакомиться с другими дисциплинами.
«Когда у математиков есть возможность собраться вместе, как в ВШЭ, ты можешь «жить математикой» и гораздо глубже ею заниматься, поскольку ты погружен в этот мир, — добавляет Карлос. — Мне кажется, факультет математики — это отличное место. Это очень активное сообщество, как и вообще Москва, где проходит огромное количество математических лекций и семинаров. ВШЭ предлагает много интересных курсов с высоким уровнем преподавания. До того, как приехать сюда, я слышал много хорошего о Вышке, и теперь рад убедиться в этом на собственном опыте. Мне очень понравились и Вышка, и Москва. Я с удовольствием побуду здесь еще».
Индивидуальное научное руководство
Научным руководителем Карлоса стал профессор Сергей Ландо, который познакомился с Карлосом еще до начала стажировки, во время визита в MIT в марте 2017 года. «У каждого преподавателя, ведущего собственную исследовательскую деятельность и руководящего подобной деятельностью студентов и аспирантов, есть подборка задач и сюжетов, пригодных для обсуждения со студентами, — рассказывает Сергей Ландо. — Эти же задачи предлагаются и потенциальному стажеру, а тот уже выбирает подходящую для себя. В процессе последующей работы задача уточняется и обретает конкретную форму. Карлос в конце концов остановился на задаче, которую я ему не предлагал, считая слишком сложной. Речь идет о моей старой гипотезе, к доказательству которой я не вижу никаких подходов. Однако она-то и оказалась для Карлоса наиболее привлекательной. Рассчитывать на принципиальные прорывы за два месяца не приходится. Поэтому я стараюсь концентрировать внимание стажера на освоении различных подходов к решению задачи и на возможных применениях будущего — пусть даже частичного — результата. В дальнейшем — уже после окончания стажировки — бывший стажер сможет работать над задачей уже самостоятельно, применяя освоенные методы».
Как считает профессор Ландо, «выбор летних месяцев для проведения подобной стажировки обладает естественным недостатком: ровесники разъезжаются кто куда, в результате чего среда потенциального взаимодействия существенно разрежается. Карлосу удалось частично компенсировать это, приняв участие в летней Школе по алгебраической геометрии в Ярославле. Но у летнего времени есть и свои достоинства, — скажем, я смог уделять стажеру больше времени, чем это было бы на протяжении учебного года».
Как отмечает декан факультета математики Владлен Тиморин, «чаще всего, помимо погружения в какую-то актуальную математическую проблему, изучения соответствующей литературы и попытки получить первые самостоятельные результаты, мы стараемся приобщить наших стажеров к московской математической жизни, которая даже летом остается очень активной, — участию в работе семинаров и летних школ на близкие к выбранной для исследований теме, взаимодействию с нашими студентами, работающими в смежных областях и т. д. Формальным итогом стажировки чаще всего служит отчет, который нередко является основой для будущей научной статьи, чаще всего одной из первых для стажеров. Для студентов и аспирантов стажировка — это возможность познакомиться с работой всемирно известных научных школ изнутри и расширить свой математический кругозор. Для нашего факультета это способ рассказать о наших программах потенциальным мотивированным абитуриентам и возможность начать перспективное сотрудничество с будущими учеными».
Васильев Виктор Анатольевич
Заведующий базовой кафедрой Математического института им. В.А. Стеклова
Ландо Сергей Константинович
Профессор факультета математики
Тиморин Владлен Анатольевич
Декан факультета математики
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ и ВТБ запустили онлайн-курс для школьников и студентов «Математика для неЛюбителей»
Авторы курса в восьми уроках на примерах из жизни показывают важность и нужность математики. Курс предназначен для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, и студентов, обучающихся по специальностям, не требующим углубленного знания этого предмета. Проект реализован учеными и преподавателями НИУ ВШЭ по инициативе ректора Никиты Анисимова при поддержке Банка ВТБ.
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”
“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.
В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day
В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.
«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»
19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.
Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов
Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.
Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»
В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.
Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».
Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов
В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.