Вышка поможет своим сотрудникам совершенствоваться в преподавании
Высшая школа экономики запускает программу профессионального развития для преподавателей и научных сотрудников ВШЭ — Teach for HSE/Преподаем в Вышке. Цель программы, разработанной совместно с Университетом Маастрихта, — повышение уровня преподавания в Высшей школе экономики. Прием заявок на участие продлится до 19 сентября включительно.
Высшая школа экономики инвестирует в новые преподавательские практики с первых лет своего существования, отмечает проректор ВШЭ Игорь Чириков. Поощряются новые форматы преподавательской работы, в структуре университета был создан Фонд образовательных инноваций. Каждую среду в ВШЭ проводятся дискуссии, посвященные методикам преподавания, — «Методические среды», много инициатив предлагается на факультетах, и здесь, по мнению Игоря Чирикова, особенно активен МИЭФ.
В стратегии развития глобальных исследовательских университетов, как правило, акцент сделан на развитие науки, и преподавание зачастую отходит на второй план. Однако в Вышке считают, что эта тема крайне важна, поэтому необходимо поддерживать высокий уровень дискуссии о качестве и методах преподавания, о возникающих проблемах и необходимых ресурсах.
Таким образом, было принято решение о создании учебного курса, который ориентирован прежде всего на новых преподавателей и научных сотрудников, которым не хватает преподавательского опыта, а также на всех, кто хотел бы совершенствовать свое преподавательское мастерство, узнавать новое по этой теме. Вести занятия будут не только российские, но и зарубежные преподаватели, — программа разработана совместно с Университетом Маастрихта, который знаменит своими подходами к проблемно-ориентированному обучению. Там есть сильные научные школы, изучающие преподавание и консультирующие разные университета мира.
Это не очередной объем теоретических знаний о педагогике и о том, как учатся студенты, а рабочий инструмент
Курс рассчитан на преподавателей и научных сотрудников Вышки, работающих во всех четырех кампусах. «При разработке программы мы исходили из того, что она должна быть полезна преподавателям, — говорит Игорь Чириков. — Это не очередной объем теоретических знаний о педагогике и о том, как учатся студенты, а рабочий инструмент. Преподаватели — люди творческие, они постоянно что-то меняют и «подкручивают» в своих курсах, но наша программа поможет им создать новый учебный курс или перепроектировать курс, который уже читается».
Курс состоит из четырех интенсивных модулей (два из них пройдут в Учебном центре ВШЭ «Вороново»), подведение итогов состоится в начале декабря. В числе тем занятий — основы педагогического дизайна, проблемно-ориентированное обучение, методы и инструменты оценивания и организация обратной связи со студентами, развитие навыков современного преподавателя. Преподаватели узнают, как разрабатывать визуально привлекательный контент, как создавать бренд учебного курса, как сделать так, чтобы студенты не скучали, читали литературу и выполняли все, что им задают. Для новых преподавателей особенно будут важны темы, посвященные институциональным нормам и ограничениям, существующим в ВШЭ, отличиям от других университетов.
Курс открыт для всех преподавателей и сотрудников ВШЭ, серьезных ограничений нет, планируется набрать 100 человек, заявку можно подать на сайте.
«Мы надеемся, что слушатели курса не только повысят свое преподавательское мастерство, но и активизируют дискуссию о преподавании в Вышке, сделают ее актуальной для всех», — подчеркивает Игорь Чириков.
Чириков Игорь Сергеевич
Проректор ВШЭ