«Комплаенс – профессия будущего, и ценность таких специалистов только растет»
Сабир Мамедгасанов окончил программу профессиональной переподготовки Master of Management in Compliance «Руководитель службы внутреннего контроля (Chief Compliance Officer)» в 2019 году. Благодаря учебе в НИУ ВШЭ он сменил профессиональный трек и сейчас трудится в инвестиционной компании. Своим мнением об особенностях обучения в Вышке, приобретенных на программе навыках, а также о востребованных сферах комплаенса Сабир поделился с новостной службой портала.
Об учебе до Вышки и опыте работы
Первое образование я получил на юридическом факультете в Российской академии правосудия, специалитет «Судебная экспертиза». Для академии эта программа стала экспериментальной, поэтому нас учили быть юристами и криминалистами вкупе.
На втором курсе академии я начал интересоваться сферой бизнеса и финансов, поэтому дополнительно начал обучаться на соответствующих курсах. На третьем курсе я окончил курс по трейдингу и инвестициям в Финансовом университете при Правительстве РФ.
При этом до работы в комплаенсе мой профессиональный опыт в основном был связан с судебной сферой. Я работал юристом в Московском окружном военном суде, практиковался в следственных и судебно-экспертных центрах. Кстати, этот опыт пригодился для работы в комплаенс, так как мы проводили расследования, юридическую и финансовую экспертизу данных. Со временем я начал все больше интересоваться финансовой сферой и решил получить дополнительное образование в данной области.
О поступлении в Вышку и особенностях программы
Выбирая программу обучения, связанную с финансами, мне хотелось найти что-то не слишком далекое от юриспруденции. Так я узнал о комплаенс и начал искать вузы, где могли дать качественное образование в этой сфере. Программу «Руководитель службы внутреннего контроля» я выбрал, во-первых, потому что доверяю высокому рейтингу университета. Во-вторых, меня привлекло, что большинство преподавателей — директора управлений комплаенс в крупных компаниях, которые имеют богатый опыт работы в данной сфере. В-третьих, мне понравилось совмещение практических и теоретических аспектов в учебном плане.
Главная уникальность программы — это ее преподаватели-профессионалы. Для меня было важно понять, что мне нужно узнать, как необходимо мыслить, чтобы начать работать в комплаенсе
Программа дала мне это понимание, и теперь я работаю в департаменте комплаенс-контроля авторитетной инвестиционной компании.
Master of Management in Compliance «Руководитель службы внутреннего контроля (Chief Сompliance Officer)» — онлайн-программа профессиональной переподготовки. Ее реализует Институт комплаенса и этики Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ. За время обучения слушатели учатся обеспечивать эффективное управление системой комплаенс, разрабатывать и внедрять современную комплаенс-систему, кодекс деловой этики, осуществлять контроль за соблюдением законодательства, в том числе в области противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и т.д.
О карьерном треке после завершения учебы
Как я уже отметил, я сменил место работы после получения диплома Высшей школы экономики. Сейчас я занимаюсь регуляторным комплаенсом, где необходимо довольно быстро ориентироваться в динамично меняющихся нормативных документах, принимать только правильные решения и отлично знать бизнес-процессы компании. И здесь мне помогли знания и навыки решения практических кейсов, полученные на программе. Изменилось также и мое профессиональное окружение, в нем появились люди, обладающие уникальным опытом в сфере комплаенс, вместе с которыми очень приятно развиваться.
Отмечу, что самый главный навык, который я получил в университете, — это способность и желание решать комплаенс-задачи вне зависимости от их сложности. В рамках обучения на программе мы выстраивали полную систему комплаенса в компании и решали часто возникающие проблемы в данной сфере на уровне руководителя и подчиненного.
О самых востребованных сферах комплаенса
Уже сам по себе комплаенс является профессией будущего и ценность специалистов в этой сфере с каждым годом будет только возрастать. Среди особо востребованных направлений хочу выделить регуляторный, санкционный комплаенс и комплаенс в области защиты персональных данных (Data protection policy).
Вне зависимости от того, является компания международной или нет, важную роль для нее играет регуляторный комплаенс. Законодательство не стоит на месте, и если одни требования регулятора становятся неактуальными, то другие часто дополняются или появляются вовсе новые. В этих условиях и находясь в постоянной конкуренции, бизнес компании должен развиваться. Именно поэтому большую ценность и востребованность представляют комплаенс-специалисты, которые могут не только гибко ориентироваться среди регуляторных требований, но и оперативно принимать верные для компании решения.
Если говорить о санкционном комплаенсе, то для России санкции всегда были актуальной темой и сейчас сложно себе представить успешную компанию, не связанную с международным рынком. В то же время российские и международные санкционные требования нередко противоречат друг другу (как в случае с Крымом). В связи с этим важную роль играет качественно продуманная система санкционного комплаенса в компании.
Еще одна востребованная сфера — комплаенс в области защиты персональных данных. Только за прошедший год мы слышали об утечке персональных данных огромного количества клиентов финансовых компаний, что говорит о востребованности комплаенс-специалистов в области защиты персональных данных.
Комплаенс — это про амбиции и перспективы
В комплаенс-среде ты учишься управлять конфликтами, эффективно вести переговоры, работать с возражениями и доводить дела до конца вне зависимости от их сложности. И с такими навыками, на мой взгляд, довольно сложно не достичь выдающихся результатов в любой профессии.