• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Работа со школьниками — это воспитание тех, кто придет нам на смену»

«Работа со школьниками — это воспитание тех, кто придет нам на смену»

© Высшая школа экономики

В рамках совместных проектов с Департаментом образования и науки города Москвы ученики 8–9-х кадетских классов участвуют в ознакомительных предпрофессиональных пробах, а ученики 10–11-х кадетских классов готовятся к предпрофессиональному экзамену. Занятия проводят преподаватели Военного учебного центра. В общей сложности с сентября по декабрь этого года в обоих проектах будут задействованы около 2 тыс. обучающихся из 38 столичных школ.

«Относимся по-отечески»

Занятия для кадетов проходят в первой половине дня по понедельникам и вторникам, когда студентов Вышки в Военном учебном центре нет (они учатся по средам, четвергам и пятницам). Так что преподаватели могут полностью сосредоточиться на работе со школьниками.

Программа для каждого класса составляется с учетом его профиля и возраста детей. В нее включена общевоенная подготовка и обучение в рамках направлений, представленных в Военном учебном центре: на кафедре Сухопутных войск, кафедре Воздушно-космических сил и цикле «Ракетные войска стратегического назначения». Занятия проводятся с использованием современных образцов вооружения: ребята стреляют в тире, садятся за руль БМП на тренажере, осваивают принципы управления беспилотниками.

Владимир Коргутов
© Высшая школа экономики

«Для всех наших преподавателей и для меня лично работа со школьниками — это прежде всего воспитание тех, кто придет нам на смену, — считает начальник Военного учебного центра Герой России Владимир Коргутов. — Некоторые кадетские классы занимались у нас и в прошлом году, и мы видим, как эти ребята мужают, как совершенствуются их профессиональные навыки. Они осознают важность защиты Отечества, многие планируют поступать в вузы Минобороны России и других силовых структур».

По мнению Владимира Коргутова, работа со школьниками, а также с офицерами-воспитателями кадетских классов идет на пользу и сотрудникам Военного учебного центра: они приобретают опыт взаимодействия с разными категориями слушателей, совершенствуют свои преподавательские навыки. «Со студентами Вышки мы занимаемся согласно уставу, спрашиваем с них строго, как с военнослужащих, а к кадетам, особенно к тем, кто помладше, относимся скорее по-отечески», — поясняет он.

«Будете вне конкуренции»

Начальник цикла, старший преподаватель кафедры ВКС Юрий Усиков рассказывает ученикам 9-го класса школы № 949 о беспилотниках — их разновидностях, стоимости, технических характеристиках, особенностях управления и опыте использования в СВО. Ребята рассматривают технику, примеряют шлем-маску для управления FPV-дроном, нажимают кнопки на пультах.

Заинтересовав аудиторию, преподаватель переходит к описанию преимуществ профессии оператора БПЛА. «Если вы освоите эту область, то будете вне конкуренции среди сверстников. Наша страна переживает бум беспилотной авиации, и оператор БПЛА всегда будет востребован. Чтобы им стать, нужно изучить электротехнику, радиотехнику, радиоэлектронику, научиться программировать и пилотировать», — рассказывает он.

© Высшая школа экономики

При случае преподаватели Военного учебного центра дают школьникам советы, которые пригодятся в кадетской жизни. «Когда строишь свой взвод, обязательно нужно посмотреть каждому бойцу в глаза и определить, не болен ли он, — наставляет Юрий Витальевич девятиклассницу Анастасию, командира взвода. — Так ты проявляешь заботу, радеешь о своих подчиненных, а если видишь, что кто-то заболел, ходатайствуешь перед своим начальником, чтобы ему оказали помощь».

Анастасия мечтает стать военным переводчиком, углубленно изучает английский, а в будущем планирует осваивать иностранные языки, востребованные в Вооруженных силах. «Это трудная работа, напряженная, но интересная», — считает она. К своей командирской миссии девушка относится предельно серьезно — считает, что ее подчиненные «должны быть дисциплинированными, никогда не опаздывать на построение, стремиться к знаниям и улучшать свою школу».

«Узнать о новом оружии»

«В Военном учебном центре Вышки я второй раз, и мне особенно нравится стрельба в тире. Она меня захватывает целиком, ощущения не поддаются описанию. В прошлом году ездила на БМП — на тренажере, конечно же, — а в этом году нам интересно рассказывали про гранаты», — делится девятиклассница Юлия.

«Было круто узнать о новом оружии, подержать его в руках, понять, как оно работает, пострелять с отдачей. В Военном учебном центре есть электронный тир — довольно новая версия, и можно почувствовать, как на самом деле происходит стрельба», — добавляет ее одноклассник Савелий.

«Недавно мы открыли класс СВО, где рассказываем студентам об экипировке современных военнослужащих и тут же отрабатываем на стендах элементы тактической стрельбы, — рассказывает начальник цикла, старший преподаватель Военного учебного центра Гедиминас Габрусенас. — Даем вводные для оказания самопомощи, взаимопомощи, то есть отрабатываем элементы тактической медицины. В этом классе занимаются и кадеты».

Офицер-воспитатель школы № 949 Александр Шумакевич не первый год приводит воспитанников в Вышку. «Хочу отметить отличную подготовку офицеров Военного учебного центра. К воспитанию подрастающего поколения они относятся с душой, выполняют свою работу добросовестно», — утверждает он.

По оценке офицера-воспитателя, одно из преимуществ Военного учебного центра — современная учебно-материальная база, которой нет в школах. «Наши воспитанники занимаются на тренажерах с большим удовольствием, приобретают опыт владения современным оружием. Это оказывает серьезное влияние на выбор профессии», — добавляет Александр Шумакевич.

«Cтремиться стать героем»

Среди учеников 11-го кадетского класса школы № 1381, также недавно побывавших на занятиях в Военном учебном центре НИУ ВШЭ, есть те, кто уже выбрал для поступления вузы силовых структур.

Николай хочет учиться в Рязанском гвардейском высшем воздушно-десантном командном училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. «Туда сложно пробиться, — рассказывает он, — но очень хотелось бы. Серьезно готовлюсь к отбору. Три раза прыгал с парашютом, недавно пробежал десять километров по пересеченной местности и перед финишем тащил на себе товарища».

Михаил нацелен на поступление в Академию ФСБ России в Москве. Тоже волнуется, удастся ли пройти по конкурсу, и в качестве запасного варианта рассматривает направление подготовки «история» в гражданских вузах, в том числе НИУ ВШЭ. Молодой человек интересуется военной историей, в этом году участвует в олимпиаде «Высшая проба» по истории.

© Высшая школа экономики

Анастасия — старшина кадетских классов школы № 1381 — хочет получить профессию кардиохирурга или нейрохирурга в гражданском вузе. «Все медики — военнообязанные, и если понадобится — в первых рядах пойду защищать Родину», — утверждает девушка. Ее отец служит в зоне СВО: «Подробности не рассказывает, пишет кратко: “Всё норм”».

11-классники в Военном учебном центре изучали непростые темы, в том числе защиту ракетных шахт, криптографию, принципы радиоэлектронной борьбы. Примеряли современный комплект боевой экипировки «Ратник-2», способный выдержать выстрел снайперской винтовки с близкого расстояния. Понравилось, что преподаватели приводят много примеров, в том числе из собственного опыта.

О Герое России Владимире Коргутове Михаил узнал задолго до прихода в Вышку, изучая историю российско-чеченских конфликтов. Анастасия впервые услышала о нем от своего первого наставника в кадетстве — участника двух чеченских кампаний. «Герои России — высший слой нашего общества, — считает Николай. — Каждый мужчина должен стремиться стать героем — всегда идти вперед, не сдаваться, помогать товарищам».

«Перенять отношение к общему делу»

Военный учебный центр НИУ ВШЭ не только проводит занятия для кадетов, но и сотрудничает с двумя десятками московских школ и по другим направлениям.

Преподаватели участвуют в патриотических и воспитательных мероприятиях школ, а ученики кадетских классов и офицеры-воспитатели — в мероприятиях Военного учебного центра, таких как, например, встреча с ветеранами СВО на прошлой неделе. Ее организовало Главное управление по военно-политической работе Минобороны России совместно с Фондом помощи инвалидам и ветеранам боевых действий «Своих не бросаем», перед участниками также выступила концертная группа РВСН.

Еще одно событие — вручение паспортов 14-летним гражданам России, живущим в районе Сокол, в школе № 1251 имени Шарля де Голля. Почетным гостем торжественной церемонии стал Владимир Коргутов, а также другие преподаватели. Школа расположена недалеко от здания Военного учебного центра, и в этой церемонии Владимир Коргутов принимает участие пятый год.

От имени ректора, проректоров, преподавателей, студентов НИУ ВШЭ и личного состава Военного учебного центра Владимир Коргутов поздравил учеников с важным событием в их жизни и вручил директору школы Татьяне Кравец подарки от Высшей школы экономики. Еще один военнослужащий, Евгений Самохвалов, педагог школы № 1251, выполняющий воинский долг в зоне СВО, принял участие в торжествах дистанционно, находясь на передовой. Он поздравил ребят с большого экрана актового зала, пообещав им, что враг будет разбит и победа будет за нами.

Татьяна Кравец подчеркнула, что Евгений Самохвалов сумел перенять отношение к своей Родине и к общему делу ее защиты у старшего поколения российских военнослужащих, к которому принадлежит Владимир Коргутов. Точно так же это отношение перенимают и сегодняшние школьники, имеющие возможность лично пообщаться с Героем России.