От искусственного интеллекта до культуры отмены: эксперты ВШЭ обсудили правовые вопросы на ПМЮФ
Эксперты Высшей школы экономики приняли участие в дискуссиях состоявшегося на днях X Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ). Он проходил с 29 июня по 1 июля. Представители НИУ ВШЭ обсудили вопросы юридического образования, правового регулирования в сфере искусственного интеллекта, а также рассказали о феномене культуры отмены.
Кадры — наше всё
Участники сессии «Университеты и бизнес: правовые аспекты эффективного сотрудничества» говорили о том, как совместными усилиями вузов и компаний можно качественно обучать юристов. Модератором дискуссии выступила старший директор по правовым вопросам НИУ ВШЭ Алия Ермакова.
Заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ Семен Янкевич отметил: необходимо создавать образовательные программы совместно с работодателями, как это делает факультет права Вышки. Это увеличивает причастность юридического бизнеса к процессу обучения и повышает ответственность за результат. По мнению эксперта, другое направление эффективного сотрудничества вузов и компаний — поиск талантов. «Есть целая линейка конкурсов и муткортов, успешные результаты которых позволяют поступить в университет. Работодатели в них участвуют в формировании заданий и выступают судьями», — пояснил Семен Янкевич.
Вопросы обучения юристов обсудили и на сессии «Кадры — наше всё: подготовка и развитие специалистов в сфере правового регулирования цифровой экономики и кибербезопасности». Академический руководитель программы магистратуры «Цифровое право» Александр Савельев считает, что готовить специалистов в цифровой среде следует с оглядкой на запросы рынка. «Подбор курсов и кадровый состав должны соответствовать высокому уровню ожиданий будущих работодателей и клиентов», — отметил эксперт.
Проверка подготовленного специалиста должна проходить боем, уверен Александр Савельев. По его словам, проектная работа в команде других IT-специалистов — программистов, финансистов, дизайнеров — поможет молодым цифровым юристам адаптироваться, а также проверить полученные во время учебы в вузе знания и навыки.
Миры реальные и виртуальные
Также эксперт выступил на сессии «Виртуальные миры, реальные проблемы: цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии» в молодежной части форума. Участники дискуссии обсудили вопрос защиты прав участников компьютерной и видеоигровой отрасли.
Александр Савельев отметил, что онлайн-игры являются своего рода мостом к метавселенным, куда в перспективе будут перетекать многие виды отношений между людьми. Поэтому на примере регулирования компьютерных игр можно отточить подходы к регулированию виртуальных пространств.
Эксперты НИУ ВШЭ на форуме также обсудили правовые аспекты развития городов. Заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ Александр Ларичев рассказал об участии локальных сообществ в процессе принятия решений, связанных с планированием городских территорий. По его мнению, в таких группах возможно формировать совет граждан и активнее вовлекать людей в процесс обустройства городских пространств.
Декан факультета городского и регионального развития (ФГРР) Евгений Михайленко также принял участие в дискуссии. Он считает, что необходимо готовить специалистов в области комплексного развития территорий и развивать правовые компетенции в области градостроительного права, земельных отношений, в сфере развития территорий. На это направлена совместная работа ФГРР и факультета права по созданию практико-ориентированных межфакультетских учебных курсов по регулированию городской застройки, отметил эксперт.
Искусственный интеллект и культура отмены
Декан факультета права Вадим Виноградов на ПМЮФ выступил модератором сессии «Субъект или алгоритм: правовое регулирование систем ИИ». Открывая дискуссию, эксперт отметил, что в данный момент речь идет о так называемом слабом искусственном интеллекте, однако уже сейчас его использование ставит перед человеком целый ряд вопросов, в том числе этических. «В этой гонке технического прогресса очень важно учесть все возможные этические моменты и заложить механизмы защиты интересов человека», — сказал Вадим Виноградов.
В этой связи вспоминается мудрая мысль далай-ламы, что мы должны властвовать над технологиями, а не становиться их рабами
Тем не менее участники дискуссии сошлись во мнении, что на данном этапе развития ИИ о его правосубъектности говорить рано.
Вадим Виноградов также принял участие в работе сессии «Cancel culture: право на отмену или отмена права?». Он подчеркнул особое значение этой темы для юридического сообщества. «Забывая право, нормы и принципы права, мы попадаем в ситуацию, аналогичную изображенной на полотне Франсиско Гойи “Сон разума рождает чудовищ”. Перефразируя это название, я бы сказал, что сон права тоже рождает чудовищ. Это чудовища несправедливости, нетерпимости и, конечно, культуры отмены как апофеоз», — отметил эксперт.
Одной из главных проблем, которые порождает феномен культуры отмены, Вадим Виноградов считает то, что при отмене не работают правовые принципы, выработанные годами, нет доказательной и процессуальной справедливости при принятии решений. «Отдаленность культуры отмены от права и противоречие этого явления глубинным принципам права, на мой взгляд, столь же велики, как отдаленность рабства от правовых принципов», — резюмировал эксперт.
Вам также может быть интересно:
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.