Пригласить в вуз зарубежных ученых непросто, и дело не только в деньгах
19 июня эксперты Высшей школы экономики — директор программы развития Ирина Карелина, директор по персоналу Алина Волкова и директор по интернационализации Юлия Гринкевич — приняли участие в конференции, посвященной реализации проекта 5/100. В частности, был представлен опыт работы ВШЭ с зарубежными учеными и планы по внедрению единого контракта.
Проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100» (в соответствии с президентским указом не менее 5 российских вузов должны войти в топ-100 мировых университетов-лидеров) стартовал в прошлом году, на сегодняшний день в нем участвуют 15 вузов, в том числе Высшая школа экономики. Периодически представители вузов собираются вместе, чтобы обсудить результаты продвижения в проекте и обменяться опытом, организатором конференции выступают Проектный офис Московской школы управления «Сколково» и Минобрнауки России при участии сетевого взаимодействия вузов-участников проекта «5/100».
На этот раз участники сетевого взаимодействия вузов-участников проекта «5/100» провели совместное заседание рабочих групп «Единый контракт и взаимоотношения между работником и работодателем» и «Международный рекрутинг».
Актуальность темы, с которой выступали на семинаре представители Вышки, определяется тем, что вузам для попадания в топ-100 следует совершенствовать работу с кадрами и, в частности, привлекать специалистов с международного рынка труда. В качестве экспертов участвовали также представители Минтруда РФ и ФМС.
На международном рынке труда есть три категории специалистов, которых нанимает университет.
Во-первых, это постдоки — недавние выпускники программ аспирантского уровня. Они приезжают в вузы на 1-3 года, чтобы провести короткое исследование.
Во-вторых, достаточно опытные исследователи и преподаватели, приезжающие работать на 7-9 лет.
В-третьих, наиболее опытные ученые, рассчитывающие на долгосрочный контракт.
С наймом всех этих работников возникают сложности, связанные с различием организационных культур и особенностями российского законодательства.
Например, нанимаясь на работу за рубежом, исследователи должны быть уверены, что им самим и их семьям будет гарантировано качественное медицинское обслуживание, в том числе связанное с возможным рождением ребенка. Поэтому российским университетам при выборе клиник, которые обеспечивают условия медицинского страхования, необходимо, например, учитывать наличие в них медицинского персонала, владеющего английским языком.
Кроме того, есть важные различия в законодательстве России и других зарубежных стран, где приходилось работать ученым. Эти особенности касаются прежде всего мобильности ученых, которая во всех ведущих зарубежных университетах является неотъемлемым условием продвижения результатов их научных трудов в профессиональной среде. Приходится продумывать технологии ее оформления для зарубежных работников российских вузов, чтобы обеспечить им требуемые условия мобильности в рамках правил трудового и миграционного российского законодательства.
Что касается найма постдоков на короткий срок, то здесь есть и другие риски. Результаты работы постдоков не видны сразу: подавая текст в хороший научный журнал, можно рассчитывать на публикацию через год, а то и два. В результате оказывается, что постдок занимался исследованиями в одном университете, а опубликовал их результаты в качестве сотрудника другого. Естественно, для российских вузов, перед которыми стоит задача повысить индексы цитируемости своих научных работников, это неприемлемо. Приглашая постдоков, нужно заранее оговаривать вопрос об указании в публикациях принадлежности автора к конкретному университету (так называемой аффилиации) даже после того, как он перестал в нем работать.
При найме ученых преклонного возраста к сложностям правового и социального характера прибавляются проблемы с пенсионными гарантиями.
В целом непривычность российского законодательства для зарубежных специалистов приводит к большому количеству неприятных недоразумений. Когда приглашенные ученые чего-то не понимают, они начинают думать, что их пытаются обмануть. По мнению Алины Волковой, вузы могут избежать этого, заранее тщательно объясняя потенциальным сотрудникам особенности работы в России. В университете должны быть специалисты, готовые постоянно оказывать зарубежным коллегам помощь в адаптации, — разъяснять вопросы, связанные со всевозможными начислениями и оформлениями. Как правило, с этой целью в университете создается специальное подразделение, которое обеспечивает поддержку пребывания иностранных специалистов в университете.
Еще одна проблема кадровой политики российских вузов, касающаяся не только иностранцев, но и наших граждан, связана с интерпретацией понятия «научно-педагогические работники». Российское законодательство жестко различает права научных и педагогических работников: например, они должны иметь разную продолжительность рабочей недели, отпуска и т. д. Участие научных сотрудников в учебном процессе должно предусматривать отдельное оформление трудовых отношений - даже в случае, если они читают курсы по тематике, в которой специализируются. А есть еще административный персонал, который тоже может участвовать в научной и педагогической работе.
В университетах развитых стран все проще. Действует система единого контракта, охватывающая все виды деятельности сотрудника. В результате он может выполнять преподавательские, исследовательские и административные функции одновременно, не оформляясь в разных подразделениях. По словам Алины Волковой, ВШЭ в будущем планирует перейти на подобную систему отношений с сотрудниками.
Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ
Волкова Алина Александровна
Директор по персоналу
Гринкевич Юлия Владимировна
Директор по интернационализации
Карелина Ирина Георгиевна
Директор программы развития ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»
Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».
Высшая школа экономики вошла в группу лидеров Проекта 5-100
НИУ ВШЭ стал одним из трех российских университетов, получивших максимально возможные баллы за реализацию программы повышения конкурентоспособности. Об этом было объявлено по итогам заседания Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
ВШЭ представила «дорожную карту» развития международному Совету Проекта 5-100
17 марта прошло очередное заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов в рамках Проекта 5-100. Представители НИУ ВШЭ рассказали членам Совета, в состав которого входят международные эксперты, об успехах университета по итогам первой половины Проекта и своих ближайших планах в Проекте.
В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз
19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100
18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.
«Вышка не боится рисковать»
В Вышке прошла церемония вручения звания почетного профессора ВШЭ Филиппу Альтбаху, исследователю и эксперту в области международного высшего образования. Он еще в юности занялся изучением образования, потому что считал его важным фактором изменений общества. Можно ли без изменений копировать образовательные модели, хорошо зарекомендовавшие себя в определенных странах? Чем хороши рейтинги и чем нельзя жертвовать ради них? В чем конкурентные преимущества Высшей школы экономики? Об этом профессор Альтбах рассказал в интервью новостной службе ВШЭ.
Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится
19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.
Университет — это лаборатория позитивных перемен в обществе
Глобальное образование позволяет студентам увидеть мир по-новому и учит ценить разницу мнений, уверен внешний эксперт проекта 5-100 Франциско Мармолехо. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал, по каким критериям иностранные студенты выбирают вузы для учебы, почему университеты не должны ставить во главу угла рейтинги и может ли образование изменить политическую ситуацию в мире.
ВШЭ выходит на второй этап реализации программы 5-100 в числе лидеров
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ. Это единственный вуз, среди других участников проекта, который сохранил свои лидирующие позиции. О том, как удалось добиться такого успеха, и что Вышка определила для себя в качестве приоритетов на следующем этапе конкурентной борьбы за право войти в число сильнейших университетов мира, рассказывает проректор НИУ ВШЭ Мария Юдкевич, которая представляла Дорожную карту университета на заседании Совета в Томске.
ВШЭ вошла в число лидеров проекта «5-100»
Высшая школа экономики вошла в четверку лидеров рейтинга Международного совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ.