Изучаем опыт: научный ландшафт Германии
6 марта в ГУ-ВШЭ прошел семинар "Научный ландшафт Германии", проведенный по инициативе Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ, который стал одним из серии традиционных научных семинаров, проводимых ИСИЭЗ с европейскими коллегами с целью исследования организации научной системы в странах Евросоюза.
Каждому русскому человеку известно, что один из главных героев бессмертного пушкинского романа — Владимир Ленский — обладал "душою прямо геттингенской" и "из Германии туманной привез учености плоды…". Это только один из примеров давних российско-германских связей по научной линии. Причем, пример литературный.
А вот пример из нынешней реальной жизни. 6 марта в ГУ-ВШЭ прошел семинар "Научный ландшафт Германии", проведенный по инициативе Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) ГУ-ВШЭ, который стал одним из серии традиционных научных семинаров, проводимых ИСИЭЗ с европейскими коллегами с целью исследования организации научной системы в странах Евросоюза.
Открывая семинар, проректор ГУ-ВШЭ, директор ИСИЭЗ Леонид Гохберг подчеркнул, что его проведение имеет большое значение для российского научно-образовательного сообщества. Дело в том, что российская наука подошла к своеобразному рубежу, в ее системе организации произошло много новаций. "За последние восемь-десять лет, — отметил Л. Гохберг, — объемы бюджетных средств на науку значительно возросли. При этом приходится с сожалением констатировать, что результативность научных исследований продолжает снижаться". Поэтому возникает вопрос о совершенствовании институциональных механизмов российской науки и перспективах научной политики. Принципиальным моментом является снижение налоговой нагрузки для компаний, инвестирующих в инновации. "И хотя этот пакет налоговых льгот далеко не полон, крайне важно, что началось само движение в этом направлении".
Два года назад стартовала новая федеральная программа по исследованиям и разработкам, сейчас формируется серия инициатив в сфере нанотехнологий с хорошим ресурсным обеспечением. "Причем, впервые в российской практике сделана попытка создания целой системы инструментов. Это и федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008—2010 гг.", это образование национального исследовательского центра и формирование на его базе сети научных организаций и вузов, что должно дать старт программе поддержки центров превосходства, это и учреждение российской нанотехнологической корпорации", — подчеркнул проректор Вышки.
Произошли определенные изменения и в Российской академии наук. Принят новый устав РАН, формируются планы фундаментальных исследований на долгосрочную перспективу, внедряется новая система оплаты труда ученых, финансирование академии стало осуществляться в виде субсидий.
Важным шагом является развитие института автономных учреждений в бюджетной сфере и ожидаемый переход многих научных учреждений и вузов на работу по этой формуле, которая обеспечивает широкую хозяйственную самостоятельность. Большое значение имеет программа поддержки инновационных вузов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". С 2009 г. стартует новая федеральная целевая программа, ориентированная на развитие человеческого капитала научно-инновационной сферы.
Очевидно, заметил Л. Гохберг, назревает начало нового этапа в формировании российской научно-технической политики, которая должна базироваться "на новой системной основе при координации самых разных инструментов и их эшелонировании во времени".
Это выдвигает на повестку дня целый ряд сложных проблем. Вот почему и возникла идея проанализировать опыт стран-лидеров мирового научно-технологического развития, прежде всего, — Германии. Из истории видно, что многие радикальные и принципиальные концепции развития сферы науки и образования, начиная от гумбольтовской идеи организации университетов, пришли из Германии, которая является на сегодня четвертым в мире государством вслед за США, Китаем и Японией по масштабам затрат на научные исследования и разработки.
Кристиан Шайх и Вольфганг Фойт |
Что касается классических университетов, то в них ведутся и научные исследования, и обучение студентов, причем, эти процессы взаимосвязаны между собой. Финансирование университетского образования осуществляется за счет федерального и региональных (земельных) бюджетов. Все 16 земель в Германии материально поддерживают действующие на их территории учреждения культуры и образования. Есть учреждения (например, Общество Макса Планка, Общество Гельмгольца, Фраунгоферовское общество), которые финансируются федеральным центром и частными фондами. К. Шайх рассказал также об организационной структуре германских университетов. Собственно исследовательская жизнь находится в компетенции факультетов, которые имеют право — и в этом их отличительная особенность — присуждать ученую степень.
Германский научно-исследовательский "ландшафт" включает три составляющих: промышленность, дающая около 70% средств от общего объема финансирования науки, университеты и внеуниверситетские исследовательские учреждения. Распределение средств на науку в Германии осуществляется на конкурсной основе, этим занимается Немецкое научно-исследовательское сообщество (DFG). Внеуниверситетские исследовательские сообщества финансируются федерацией и землями на паритетной основе.
Юрий фон Крайслер и Леонид Гохберг |
Исследования Общества Макса Планка ориентированы на познание — философия MPG состоит в том, что познания должны идти впереди любого потенциального применения. "Поэтому наши исследователи работают в областях, являющих новые направления в науке, не представленные в университетах в частности потому, что они весьма дороги для университетских бюджетов". MPG является зарегистрированным юридическим субъектом некоммерческого характера, а входящие в него институты занимаются научной деятельностью полностью автономно, расходуя в течение двух лет на свой страх и риск выделяемые средства. Основными сферами интересов Общества Макса Планка являются биологическая медицина, физика, технические науки и социальные исследования. "В своей практической деятельности, — подчеркнула К. Шмюкер, — мы руководствуемся принципом известного германского исследователя Харнака, согласно которому на пост директора того или иного института может быть назначен только ученый с мировым именем, причем, через два года должна проходить оценка работы института".
О деятельности Общества Гельмгольца (HGF) рассказал его представитель в России Бертрам Хейнце. "Мы не только создаем крупные научные структуры, машины, оборудование, но также проводим научные фундаментальные исследования, результаты которых мы можем продвигать на рынке, и используем полученные знания в интересах государства", — заметил он.
Руководитель отдела Немецкого научно-исследовательского сообщества в России Ульрике Эйкхофф выступила с сообщением "Обеспечение качества и разработка новых методов", а руководитель финансового отдела этого сообщества Юрий фон Крайслер посвятил свой доклад вопросам финансирования науки в Германии.
Итоги прошедшего форума будут подробно отражены в издаваемом ИСИЭЗ журнале "Форсайт".
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ и Рурский университет в Бохуме подписали соглашение о сотрудничестве
Программа предусматривает студенческие и академические обмены и возможность разработки совместных образовательных и исследовательских проектов. Соглашение подписано 8 апреля при участии представителей правительства земли Северный Рейн-Вестфалия.
Студенты программы «Сравнительные социальные исследования» смогут получить два диплома
Высшая школа экономики подписала соглашение о программе двух дипломов со Свободным университетом Берлина (Германия). Соглашение распространяется на магистерскую программу «Сравнительные социальные исследования», ее партнером с немецкой стороны станет программа East European Studies.
«Хорошим германо-российским отношениям нет альтернативы»
17 января посол Германии в России Рюдигер фон Фрич выступил в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему «Россия, Германия, Европа — как дальше?». Новостная служба Вышки приводит некоторые тезисы его выступления.
«Для Германии нет альтернативы хорошим отношениям с Россией на основе взаимопонимания»
Первого декабря в Высшей школе экономики состоялась встреча студентов и преподавателей с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германия в Российской Федерации Рюдигером фон Фричем.
«Имя университета — это вы все»
2 июня ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов встретился в Берлине с выпускниками университета, живущими в Германии, а также со студентами и аспирантами, продолжающими сейчас обучение в университете Гумбольдта. На встрече обсуждали развитие Высшей школы экономики, разницу в подходах к организации учебного процесса в университетах России и Германии, оценивали перспективу переноса некоторых западных практик в российские реалии.
Германия: новая ответственность и старые опасения
В Высшей школе экономики с лекцией «Берлин и Москва в новой Евразии. Субъективные впечатления от современной германской политики» выступил известный политолог, журналист-международник, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Федор Лукьянов.
Немецких студентов учат работать в российских условиях
С 30 марта по 3 апреля 50 немецких студентов приняли участие в очной сессии программы «Бизнес в России», проводимой ВШЭ совместно с Германской службой академических обменов (DAAD) и Российско-германской внешнеторговой палатой с 2012 года. В рамках этой программы студенты проходят шестимесячную стажировку в представительствах немецких компаний в России и готовят групповые проекты.
Россия и Германия: как не сжечь мосты
Высшая школа экономики и Фонд «Либеральная миссия» провели в университете традиционный совместный круглый стол — на этот раз поводом для встречи стал выход русского издания книги Ганса-Дитриха Геншера и Кристиана Линднера «Наводить мосты: два поколения, одна страсть».
Полетаевские чтения: как оценивать работу коллег
В Институте гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ прошли четвертые Полетаевские чтения, ставшие уже традиционным способом почтить память одного из ведущих отечественных специалистов в области теории и истории социальных наук Андрея Владимировича Полетаева. Главной темой форума стала «Академическая экспертиза: как устроена саморегуляция научного сообщества?».
Какими должны быть долгосрочные сценарии развития
В рамках XV Апрельской международной научной конференции ВШЭ и специального семинара ИСИЭЗ ВШЭ «Долгосрочное прогнозирование науки, технологий и инноваций: вызовы для научно-технической политики» прошло первое в этом году заседание Межведомственной комиссии (МВК) по технологическому прогнозированию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.