Между счастьем и ростом
15 ноября в ГУ-ВШЭ выступил главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Эрик Берглоф, который представил не только традиционные для ежегодного доклада ЕБРР данные макроэкономического анализа, но и новый подход к проведению исследования.
Европейский банк реконструкции и развития представил в России свой новый ежегодный доклад. Доклад ЕБРР публикуется каждую осень и обновляется весной. Документ содержит общий анализ макроэкономических факторов и проблем региона операций банка в целом и каждой страны в отдельности. На доклад традиционно ориентируются как на серьезный источник информации и инвесторы, и ученые-экономисты.
— В этом году доклад содержит без преувеличения сенсационные материалы, — так представил научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин ежегодный доклад ЕБРР "О процессе перехода к рыночной экономике", который в это раз был презентован в Высшей школе экономики.
15 ноября в ГУ-ВШЭ выступил главный экономист Европейского банка реконструкции и развития Эрик Берглоф, который представил не только традиционные для ежегодного доклада ЕБРР данные макроэкономического анализа, но и новый подход к проведению исследования.
Много инвестиций, мало институциональных изменений
Г-н Берглоф отметил: российская экономика демонстрирует устойчивые темпы роста, финансовую и политическую стабильность. Наблюдается существенный приток иностранных инвестиций, хотя все это и обеспечивается в основном благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. К собственным заслугам российских чиновников можно отнести успехи в налоговой и финансовой политике.
— Никто не ожидал, что России удастся столь существенно повысить эффективность налогового администрирования, — заметил Эрик Берглоф.
В российской банковской системе происходит резкое наращивание объемов кредитования, особенно в национальной валюте. Банки в целом устойчивы, но главным минусом системы по-прежнему остается господствующее положение крупных государственных банков. Процесс же слияний и поглощений среди мелких банков идет слишком медленно (российские банковские аналитики, как правило, более категоричны — не идет вовсе).
Россия, по мнению г-на Берглофа, не может похвастаться успехами в институциональной и инфраструктурной областях. Институциональные реформы не осуществляются, а единственная инфраструктурная отрасль, где есть положительная динамика, — железные дороги. Реформирование железнодорожного транспорта привело к обострению конкуренции в области грузовых перевозок, что, безусловно, большое достижение. Но его явно не достаточно, чтобы заслужить в глазах ЕБРР более высокой оценки. Экономически Россия по рейтингу ЕБРР — крепкий середняк.
Какой прогноз дает ЕБРР России на среднесрочную перспективу?
Положительный. Цены на нефть будут расти, темпы роста экономики если и замедлятся, то несущественно. ЕБРР ожидает, что в этом году Россия продемонстрирует темпы роста на уровне 7,2%, а в следующем 6,5%
Возможны небольшие проблемы с притоком импорта, но, по мнению Берглофа, это не так опасно. Главная проблема — ускоряющиеся темпы роста инфляции.
Любопытно, что прогноз по инфляции на 2007 год, содержащийся в докладе, остался на уровне 8,5%, хотя даже российское правительство уже признало, что следует ожидать 10—11%.
Плюс Монголия…
Более интересными оказались данные ЕБРР по другим странам зоны операций банка.
Исследование проводилось по 29 государствам, в прошлом году их было 28, но с осени 2006 года ЕБРР начал свою деятельность в Монголии. Кстати, вопрос о включении Монголии в зону ЕБРР был поставлен еще в 2004 году, а усилия к тому, чтобы страну можно было признать осуществляющей переход к рыночной экономике, банк предпринимал еще с 2001 года. Сейчас Монголия входит в число беднейших стран зоны ЕБРР, наряду с Грузией, Таджикистаном и еще несколькими государствами.
Средний экономический рост по исследуемой зоне составил в этом году 7%.
На Украине лучше, чем в Латвии
Нестабильность на мировом финансовом рынке, которую Эрик Берглоф назвал "проверкой на прочность подобно тому, что было в 1998 году" подопечные ЕБРР с честью выдержали.
А вот процесс институциональных изменений не отличался динамизмом. Практически не было существенных изменений в Латвии и Литве.
— Это и понятно, — объяснил г-н Берглоф, — реформы надо проводить до того, как ты вступил в Евросоюз, а после вступления это становится не так важно.
Украина, стремящаяся в Евросоюз, в этом отношении экспертов ЕБРР порадовала больше. Там и институциональные изменения, и инфраструктурные преобразования происходят гораздо более динамично. Да и макроэкономические показатели намного лучше, чем во многих других странах СНГ. Еще одно такое государство — Грузия.
Следует заметить, что практически полное отсутствие критики в адрес этих стран, заставляет задуматься о том, насколько эксперты ЕБРР смогли остаться в рамках политической беспристрастности. К примеру, многие экономисты полагают, что положительным показателям украинской экономики способствовала мировая конъюнктура, а грузинской — двусторонние бизнес-проекты с Россией и тот факт, что многие граждане Грузии зарабатывают на территории России.
Во второй стадии
Впрочем, процесс рыночных реформ замедлился всюду, это характерно для всех стран, находящихся в поле зрения банка. Г-н Берглоф привел в своем докладе классификацию этапов реформирования:
— Первая стадия реформ — либерализация рынков и приватизация малых предприятий — в основном уже завершена во всех странах региона. Вторая стадия реформ — приватизация крупных предприятий и реформирование финансовых систем — уже дала положительные результаты в странах — новых членах ЕС, но на территории СНГ только набирает обороты. А вот третья стадия — внедрение корпоративного управления и структурной перестройки на предприятиях, проведение антимонопольной политики и создание инфраструктуры — еще нигде даже толком не начата. Справедливости ради надо заметить, что страны зоны ЕБРР из Центральной Европы все же уже существенно продвинулись в реализации третьей стадии.
Деньги — не всегда хорошо
Особые опасения у ЕБРР возникают в связи с ростом иностранных инвестиций в ряде стран, в том числе, в Юго-Восточной Азии. По мнению ЕБРР, это происходит слишком быстро, что делает национальные экономики излишне уязвимыми.
На примере Казахстана, который до сих пор служил едва ли не эталоном эффективной реализации рыночных реформ, г-н Берглоф рассказал, как некоторые организации в некоторых странах могут оказаться лишенными доступа к финансовым ресурсам на мировом рынке. Так, казахские банки такого доступа сейчас не имеют. Не имеет и казахское правительство. Международное рейтинговое агентство S&P понизило рейтинг Казахстана, и кредитные ресурсы для него сразу стали недоступны. Для самых успешных казахских компаний стоимость кредитов выросла вдвое, а все прочие и вовсе потеряли надежду привлечь заемные средства. Произошло это потому, что Казахстан добился значительного экономического роста, излишне полагаясь на заемные средства и при этом не пуская в экономику иностранные банки. В итоге, экономика сформировалась неравновесной.
ЕБРР считает, что основой украинских экономических достижений стало то, что правительство этой страны решилось на либеральный подход в проведении финансовой реформы.
— Украина показала в прошедшем году лучшие результаты, чем можно было ожидать. Причина украинского успеха в том, — сказал Эрик Берглоф, — что они открыли свой финансовый сектор для участия иностранных кредитных организаций, это помогло им решить возникшие проблемы с ликвидностью.
Как ваша жизнь?
Главной новацией доклада ЕБРР стало исследование влияния процессов переходного периода на повседневную жизнь людей и на их представления о рыночной экономике и демократии.
ЕБРР провел 29 тысяч интервью в 28 странах с целью выяснить: как то, что люди видят, влияет на их планы в отношении потребления, инвестиций, как они вовлекаются в жизнь общества, какова их удовлетворенность жизнью. Обследование было названо "Жизнь в переходный период".
Эксперты ЕБРР пришли к выводу, что удовлетворенность жизнью (опрашиваемым было предложено сравнивать с 1989 годом) все-таки преобладает над неудовлетворенностью. В число "довольных жизнью" входят Беларусь и Казахстан. Восточная Европа и Россия находятся на среднем уровне удовлетворенности. А вот Венгрия, располагающаяся в благополучном регионе, аномально жизнью недовольна.
— Откуда в Венгрии такой пессимизм — вопрос, который сложно объяснить, — заметил ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев*.
Г-н Берглоф попытался найти объяснение:
— Основная неудовлетворенность начинается, когда люди оценивают собственное положение относительно других лиц в обществе. Создается впечатление тотальной обделенности. Для вас в России — это может быть и не новость, но аналогичная картина наблюдается в странах центральной и восточной Европы.
Из доклада ЕБРР следует: в большинстве стран люди поддерживают демократию. Но в России есть и значительная поддержка "миноритарными группами", по выражению г-на Берглофа, авторитарного стиля управления. Не велико в России и доверие к рыночным структурам в экономике. Но сильнее всего экономиста ЕБРР расстраивает тот факт, что граждане России не хотят участвовать в жизни гражданского общества.
Вывод, который делает ЕБРР: значительное число опрошенных не поддерживает рыночный путь развития.
Смотря как спросить
Но тут с ним начали спорить уже российские экономисты.
Завкафедрой высшей математики факультета экономики ГУ-ВШЭ Фуад Алескеров заметил, что в подобных опросах очень многое зависит от формулировок.
— Если люди считают, что раньше было лучше, то это еще не означает, что они пойдут голосовать за коммунистов. Может, лучше было спросить, хотят ли они затормозить проводимые реформы?
Г-н Гуриев* указал на еще один недочет опроса.
— В богатых благополучных странах счастье не объясняется уровнем дохода, а вот в странах с переходной экономикой и большим количеством экономических проблем — это определяющий фактор. В Европе после 38 лет счастье человека только увеличивается, а в России исключительно падает.
Евгений Ясин напомнил о национальных особенностях характера. Он заметил, что на вопрос "Как дела?" американец ответит "ОК", даже если у него умерла мама, а русский начнет со вкусом жаловаться на мелкие бытовые неурядицы.
Эрик Берглоф был вынужден согласиться с оппонентами: уровень счастья — один из самых спорных вопросов в исследовании. Он даже вспомнил, что нобелевские лауреаты бьются над тем, что такое счастье, и как его уровень может меняться в течение одного дня. Что уж говорить об исследовании, в котором речь идет о годах рыночных преобразований.
Дмитрий Европин, обозреватель экспертного канала ВШЭ — OPEC
*Сергей Гуриев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.