Научно-технический комплекс России сегодня остается одним из крупнейших в мире. Но несмотря на хорошие показатели, сектор исследований и разработок в России развивается довольно инерционно. К тому же, по данным опросов, научная карьера в России до сих пор остается непривлекательной. Борьба с этой проблемой стала одной из целей новых «майских» указов: когда молодежь активно идет в науку, остается в ней и успешно раскрывает свой потенциал, в сфере складывается благоприятная обстановка. В рамках дискуссии эксперты обсудили, как оптимизировать инструменты управления наукой с точки зрения привлечения в эту сферу новых кадров.
Тема «международный экономический форум»
Российские города выходят на новый этап своего развития: основной задачей становится преобразование уже освоенного ранее урбанизированного пространства. Для осмысления этой меняющейся городской реальности профессиональному сообществу нужны новые компетенции, а для управления подобными территориями и планирования развития нужны новые подходы и, соответственно, новые специалисты. Какими они должны быть, обсудили ведущие эксперты на дискуссии в рамках программы стенда ВШЭ на Питерском форуме.
Согласно классической теории Гэри Беккера и Теодора Шульца, появившейся в 1960-х годах, человеческий капитал — это компетенции и знания, которые можно продать на рынке труда и которые им определяются. Однако за последние десятилетия характер труда в современном обществе кардинально изменился, а значит, теорию человеческого капитала следует обсуждать. Научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин рассказал, как меняются тренды на рынке труда, что такое общий и специфический человеческий капитал и зачем переносить фокус с teaching на learning. О стратегиях самостоятельного обучения и о том, как они реализуются в Высшей школе экономики, рассказал проректор по научной и внеучебной работе Игорь Чириков.
Проект студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» был запущен ВШЭ в 2017 году. Во время таких выездов группы студентов под руководством преподавателей отправляются в один из регионов России и разрабатывают проекты по его развитию. В 2017 году приоритетным для экспедиций регионом стала Воронежская область, в которую было организовано сразу пять студенческих экспедиций. Участники презентации коснулись двух из них — тех, что провели Школа дизайна и Школа культурологии.
В рамках дискуссионной программы Высшей школы экономики на ПМЭФ–2018 прошла презентация Школы дизайна ВШЭ. Руководитель Школы дизайна Арсений Мещеряков, заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна Татьяна Ривчун и заместитель руководителя Школы дизайна Наталья Логутова рассказали о том, как проектная деятельность связана с образовательным процессом, о Лаборатории дизайна, ее издательстве и новых направлениях Школы, а также о вкладе Школы в дизайн московской образовательной среды. Публикуем видеозапись выступления.
Однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.
1
2