"Иметь собственные взгляды"
О том, что ждет первокурсников-юристов, проблемах преподавания права в школе и том, чего ждут от будущих юристов работодатели, рассказывает декан факультета права ГУ-ВШЭ Евгений Салыгин.
— Евгений Николаевич, каким предметам уделяется основное внимание на первом курсе?
— Учебные планы первого курса рассчитаны на формирование у студентов фундаментальных знаний об обществе, человеке, праве и государстве, т.е. фундамента, необходимого будущим юристам. Акцент делается на дисциплинах социально-экономического блока: философии, социологии, логике, микроэкономике, политологии, истории. Эти предметы, кроме всего прочего, помогают становлению мировоззрения. Юристу, человеку, которому придется принимать важные, порой сложные решения, просто необходимо иметь собственные взгляды, убеждения, целостно воспринимать действительность.
— Какие юридические дисциплины преподаются на первом курсе?
— Прежде всего, историко-теоретические курсы: теория государства и права, история отечественного государства и права, а также история права и государства зарубежных стран. Единственной отраслевой юридической дисциплиной на первом курсе будет конституционное право. С этого года мы ввели обязательный курс "Информационные правовые системы". Студентов будут обучать, как пользоваться библиотечными и электронными ресурсами Высшей школы экономики, справочными правовыми системами "Консультант +", "Гарант", "Кодекс". Есть и профориентационные курсы, которые познакомят ребят с различными аспектами профессиональной деятельности юриста и проблемами, в том числе этическими, с которыми приходится сталкиваться юристу. Это "Профессиональная деятельность юриста" и курсы базовой кафедры компании "Уайт энд Кейс", раскрывающие различные аспекты работы в области юридического консалтинга.
— Какое место в учебной программе отводится изучению иностранных языков?
Это — один из фундаментальных блоков образования на первом курсе. Нагрузка по изучению английского языка будет серьезной. Одним из нововведений для первого курса стала возможность изучать второй иностранный язык, французский или немецкий. Раньше такая возможность предоставлялась лишь со второго курса.
— Довольны ли вы уровнем подготовки первокурсников, ведь в российских школах право практически не изучается?
— К сожалению, это так, хотя есть отдельные школы, где курсы права ведут учителя истории и обществознания и, в очень редких случаях, юристы. Многие первокурсники пришли к нам по результатам олимпиад, уровень их знаний достаточно высок. Значительная часть поступивших занималась на факультете довузовской подготовки и получила там определенные знания о праве и государстве. Так что "случайных" людей на факультете мало. Мне кажется, что большинство студентов хотят учиться, искать интересные темы для исследований. У тех, кто отстает, есть целый год на то, чтобы получить базовые представления о юриспруденции.
— Как вы думаете, нужно ли преподавать основы права в школах? Сейчас эту функцию отчасти выполняет такой предмет, как обществознание.
— Обществознание — это сборная солянка. Оно не изучает какую-то реально существующую сферу деятельности или предметную область, а собирает социальные, гуманитарные, экономические дисциплины, не вошедшие в программу по другим предметам. Немного философии, социологии, политологии, экономики, юриспруденции. Я думаю, что если бы в школе проводилась последовательная дифференциация предметов, то выделение блоков, скажем, экономики и права, привело бы к некоторой разгрузке учебной программы и сделало бы обществознание более цельным, однородным и легким для восприятия предметом.
— Какие требования предъявляются к первокурсникам? Насколько велика будет доля отчисленных за неуспеваемость?
— С первого курса отчисляются около 6% студентов. С учетом того, что нынешний набор был большим, можно предположить, что количество отчисленных тоже увеличится. Причины отчисления будут разными. В некоторых случаях студенты не смогут перейти на новый ритм и новую систему обучения. Кто-то настолько перенапрягается во время экзаменов, что потом слишком надолго расслабляется. Целью отчислить определенное количество студентов мы, конечно, не задаемся. Напротив, до последних модулей первого курса мы предоставляем максимальную возможность наверстать упущенное.
— Как проходят практические занятия?
— В первую очередь, студенты рассматривают судебные прецеденты на занятиях по конституционному праву и теории государства и права. Преподаватели формируют кейсы по определенным проблемам. На кафедре теории права занятия по истории отечественного государства и права нередко проходят в игровой форме, сейчас подобная форма практических занятий будет применяться и на курсе теории государства и права.
— Когда студентам следует задуматься о выборе специализации?
— Лучше всего этим заниматься тогда, когда уже имеешь наиболее полное представление об отраслях права и юридических профессиях. Думаю, на третьем курсе, когда студенты изучат базовые юридические предметы, гражданское, административное, уголовное, финансовое, международное право, можно начинать думать о будущей профессии.
— Многие студенты-юристы проходят стажировки за рубежом. В чем заключается специфика заграничного обучения в области права?
— Для юристов образование за рубежом интересно не с точки зрения изучения самого иностранного законодательства. Все-таки, чтобы хорошо ориентироваться в нем, нужно находиться там не год и не два. Нашим студентам интересна прежде всего методика деятельности юристов, организация и структура юридических фирм и других институтов, которые относятся к сфере юриспруденции. Факультет права несколько лет сотрудничает на уровне магистратуры с Университетом Люксембурга, и те, кто возвращается к нам, получив люксембургский диплом, говорят, что для них это был очень важный профессиональный опыт. Когда мы проводили круглый стол по компетенциям корпоративных юристов, то убедились, что работодателей беспокоят даже не юридические знания и навыки выпускников — с этим у нас все в порядке. Они хотят, чтобы юристы обучались тем предметам, которые помогают устанавливать коммуникации с руководителями, менеджерами, финансовыми специалистами, клиентами. Они хотят, чтобы юристы могли быть полноправными участниками любых переговоров и внятно аргументировать свою позицию. И за рубежом, на мой взгляд, на этом направлении обучение продвинулось дальше, чем у нас в стране, и наиболее сильными юридическими фирмами в России являются либо представительства иностранных компаний, либо наши компании, которые вводят зарубежные методики организации профессиональной деятельности юристов.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Ищите то, что вас реально заводит»
На традиционной встрече ректора и других руководителей университета с победителями олимпиад первокурсники интересовались новыми образовательными проектами Вышки, спрашивали, где можно опубликовать свой научный труд, как помочь товарищу поступить в ВШЭ, и переживали, не будут ли введены блокирующие оценки.
Руководители ВШЭ ответили на вопросы первокурсников, поступивших по результатам олимпиад
Традиционная встреча ректора ВШЭ и других руководителей университета с победителями олимпиад состоялась 13 октября. Участников встречи интересовало, как прожить на стипендию, как в ближайшие годы будет развиваться Высшая школа экономики и можно ли сделать селфи с ректором.
«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»
Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.
«Рассматривайте университет как сообщество, в котором всем приятно находиться»
Перспективы развития университета, роль студентов в образовательном процессе, будущее образовательных онлайн-платформ — эти и другие темы обсудили на традиционной встрече с ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и другими представителями администрации университета первокурсники — победители и призеры олимпиады «Высшая проба» и Всероссийской олимпиады школьников.
«Всегда лучше думать своей головой»
Когда позади трудности поступления в вуз и ты уже первокурсник, самое время вспомнить, как прошел этот важный этап жизни, как ты преодолевал сложности и страхи, что вдохновляло. Анастасия Владимирская, студентка первого курса бакалаврской программы «Экономика», окончившая факультет довузовской подготовки ВШЭ, рассказала о том, как готовилась к поступлению и почему предпочла именно Вышку. Напомним, что сейчас идет прием на программы ФДП, а 12 сентября пройдет день открытых дверей факультета.
20
площадок с заданиями ждут участников квеста для первокурсников в День Вышки в парке Горького.
«Важная особенность многих олимпиад — они оценивают способность мыслить, а не специальные знания»
В этом году в московском кампусе НИУ ВШЭ на бюджетные места зачислено 684 победителя и призера олимпиад. На некоторых программах олимпиадников оказалось так много, что они заняли почти все изначально запланированные бюджетные места. На таких программах Вышка увеличила количество бюджетных мест, чтобы дать шанс на поступление и ребятам с хорошими результатами ЕГЭ. Новостная служба ВШЭ спросила у руководителей нескольких программ, вызвавших особенный интерес у победителей и призеров олимпиад, чем они объясняют такой успех у абитуриентов.
5856
первокурсников бакалавриата сегодня приступят к обучению во всех кампусах Вышки. Это на 1115 человек больше, чем в прошлом году.
Вышка для начинающих: что делать после зачисления?
Вы нашли свое имя в списке зачисленных на первый курс? Значит, главная цель этого года достигнута. А теперь, когда вы стали студентом, мы расскажем о том, как — без проблем и с комфортом — начать учебу в Вышке.
25%
первокурсников Вышки мужского пола имеют спортивные достижения. Среди девушек спортивные победы есть только у 14% первокурсниц.