GPR в России: перспективы и вызовы
13 апреля в ГУ-ВШЭ состоится круглый стол «Отношения государства и общества в России: перспективы», среди почетных гостей которого будут Дэвид Сифкин, первый секретарь и пресс-атташе Посольства США в Москве, и Пегги Лэм, представитель Американского национального института демократии. Интервью с ведущим круглого стола Полом Дезендорфом, профессором Университета Западной Каролины.
Круглый стол «Отношения государства и общества в России: перспективы» («Government-public relations in Russia: focusing on the future») организован факультетом государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.
— Расскажите про круглый стол, который вы планируете провести в ГУ-ВШЭ 13 апреля.
— Встреча будет называться «Отношения государства и общества в России: перспективы на будущее», и название говорит само за себя: основной целью будет обсуждение government-public relations — GPR. Целевая аудитория конференции — студенчество, потому что именно молодежи России придется развивать GPR, именно они увидят результаты этого развития.
Среди почетных гостей, которые выступят на круглом столе и будут беседовать со студентами: первый секретарь и пресс-атташе Посольства США в Москве Дэвид Сифкин и представитель Американского национального института демократии Пегги Лэм. Как вы понимаете, занимаемые ими должности и характер работы просто обязывают входить в контакт и искать связи со студентами. Думаю, студенты ГУ-ВШЭ не преминут воспользоваться этой возможностью. И, кстати, нужно помнить, что регистрироваться на это событие надо как можно быстрее, ведь количество мест ограничено.
— Г-н Дезендорф, вы давно работаете и сотрудничаете с Высшей школой экономики. Расскажите, с чего началось и как развивалось это сотрудничество.
— Моя профессиональная деятельность практически всегда была связана с Университетом Западной Каролины, что же касается сотрудничества с Высшей школой экономики, оно началось в 2004 году — с деловой переписки с Алексеем Георгиевичем Барабашевым и Еленой Леонидовной Гуселетовой. Я участвовал в трех международных «Ясинских» конференциях по вопросам экономики в Москве, в круглых столах и встречах по вопросам государственного управления, электронного правительства и отношений государства, бизнеса и общества.
В частности, проект, который я подавал в рамках конкурса на грант программы Fulbright, предусматривал проведение лекционного курса в Вышке и исследовательскую работу по государственно-общественным отношениям. Лекционный курс «Государственное и местное управление и общественное благосостояние в США» я прочел осенью 2009 года. Курс был факультативным и читался для студентов 3 и 4 курсов факультета государственного и муниципального управления. Те же самые лекции я читаю своим американским студентам. Во время обоих курсов и семинарских занятий мы изучали различные способы коммуникаций между правительством и населением страны. Параллельно я занимался сбором информации по теме своих исследований и ездил по России и за ее пределы с лекциями — был в Карелии, Поволжье, Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, в Армении, Киргизии. Интересно было сравнить свой опыт и представления студентов по заданной тематике.
— Что Вы понимаете под government-public relations?
— GPR, то есть отношения государства и общества — проблематика для России новая и имеет большой потенциал научного исследования. В России распространены два понятия «пиар» и «джиар» (отношения компаний, государства и неправительственных организаций, главным образом, лоббирование). Сфера GPR включает в себя все виды коммуникаций и взаимоотношений между правительством и гражданами. В американской системе GPR классифицируется по принципу «9 целей»: определение целей-задач PR, отношения с прессой, распространение отчетов о государственной деятельности, оперативное реагирование на общественные запросы, увеличение использования государственных услуг, общественное образование (в частности, социальная реклама), непринудительное соблюдение закона, участие общества в государственной деятельности, использование общественной поддержки.
В Америке GPR — это улица с двухсторонним движением: между государством и американцами. Это двухсторонний диалог.
Любопытно, что основы GPR были заложены еще в древней Греции, когда граждане Афин голосовали за те или иные изменения во внутренней и внешней политике государства и проводили опросы общественного мнения и изучали способы влияния на его формирование. Далее толчком для развития науки GPR стала Римско-католическая церковь и ее проповедники XVI–XVII веков, затем демократические революции XVIII века. В XIX–XX веках произошел еще один скачок: рост индустриализации европейских стран, их демократизация и разработка новых средств коммуникаций. Правительства различных государств разрабатывали технологию и практику GPR на протяжении нескольких веков. К XXI веку мы имеем уже отдельную область знаний, науку GPR.
— Расскажите, что такое, по вашему мнению, GPR в России?
— Российские чиновники активно используют лишь один инструмент взаимодействия — с прессой — особенно в крупных городах. Однако отсутствует четкое понимание GPR как метода повышения качества государственного управления. Российский GPR использует правительственные веб-сайты, лишь изредка сложные интернет-технологии и информационные платформы с целью более широкого распространения важной информации. В большинстве регионов и городов типичным способом доведения информации до населения по-прежнему являются пресс-конференции и публикации в печатных масс-медиа. Практика GPR сведена к основным функциям и обязанностям пресс-секретарей, публикации пресс-релизов. К сожалению, зачастую не существует даже архива таких пресс-конференций, чтобы отслеживать динамику решения каких-либо вопросов. В некоторых областях GPR достигнуты определенные успехи, наблюдаются улучшения: например, обсуждение образовательной реформы, кампании о вреде курения и алкоголя. Однако Россия на целое поколение отстает от развитых стран в развитии GPR. Штаты — одна из самых развитых стран в этом отношении, где GPR — элемент демократии. Для улучшения качества государственного управления правительствам необходимо развивать коммуникации со всеми слоями населения — молодежью, престарелыми, женщинами, безработными, бездомными. Все слои населения должны участвовать в принятии решений и законодательном процессе.
В России явно недооценивается общественная значимость GPR. А ведь системный подход к формированию GPR помогает сократить расходы правительства, вовлекать широкие слои общественности в управление.
За последние 3 года в РФ мы наблюдаем серьезный рост заинтересованности федерального правительства в развитии публичных взаимоотношений правительства и общества. Президент РФ и премьер-министр имеют свои блоги, заметны существенные перемены в обществе, которые связаны с молодым поколением россиян — более продвинутым в использовании новых информационных технологий. Те, кому сейчас от 15 до 25 лет станут основными пользователями системы электронного правительства, и их реальные ожидания связаны с переменами в GPR. Причем, эти перемены не должны быть связаны с партийной принадлежностью членов правительства России. Все партии должны увидеть преимущества таких открытых коммуникаций с обществом. Я уверен, что в течение ближайших 5-ти лет содержание и формы GPR сильно возрастут в России. Я обсуждал эти темы в более чем 20-ти университетах и вижу позитивный настрой нового поколения. Внедрение современных технологий и интерактивные формы общения, которые разрабатываются такими компаниями, как Google, Apple и прочими, и есть прикладной путь развития GPR. Существуют youtube, подкасты, twitter — уже сейчас такие простые инструменты легко сближают власть и граждан в Америке!
Думаю, молодые россияне будут рассматривать политиков, которые осмелятся и введут эти новшества в обиход не просто как новаторов, но как лидеров, разговаривающих с молодежью на одном, понятном языке. Это будут самые успешные и популярные политики в стране.
— Кстати, чем, на ваш взгляд, наши студенты отличаются от американских?
— В рамках моего курса на факультете государственного и муниципального управления разные группы студентов анализировали различные аспекты управления в одних и тех же городах РФ. Было любопытно сравнить их выводы и заключения о ситуации с GPR в одном и том же городе, потому что их ожидания были различными. С российскими студентами легко работать, у них отличное чувство юмора. Студенты факультета государственного и муниципального управления очень хорошо умеют работать в командах: у них есть чувство «командного ритма», способность грамотно распределять задания и совместными усилиями добиваться поставленных перед ними целей. Я бы сказал, что мне как лектору при организации групповых дискуссий с ними легче работать, чем с американскими студентами.
Сергей Ефремов
Приглашение на круглый стол «Отношения государства и общества в России: перспективы»
Вам также может быть интересно:
«Опыт работы с цифровыми сервисами поможет в будущей профессиональной деятельности»
Стать цифровым ассистентом и получить опыт в сфере цифровой трансформации может любой студент Вышки. О такой возможности Анастасия Козлова, учащаяся ОП «Государственное и муниципальное управление», узнала на 2-м курсе и решила подать заявку. За два года в проекте она прошла путь от цифрового ассистента до куратора. Зачем Анастасия стала частью команды Цифрового блока и какие полученные навыки будут полезны в будущей профессии, она рассказала в интервью.
ИГМУ ВШЭ и Минтруд подвели итоги конкурса на лучшие кадровые практики в системе госуправления
Центр развития государственной службы Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ и Министерство труда и социальной защиты РФ подвели итоги Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики и инициативы в системе государственного и муниципального управления» в 2022–2023 годах. Среди победителей — Новгородская, Иркутская, Белгородская, Томская области, Республика Башкортостан, Красноярский край и Москва.
Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики
На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.
Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит
Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».
«Среди наших студентов много людей, которые действительно хотят помочь государству»
Диплом магистра государственного и муниципального управления помогает выпускникам не только уверенно себя чувствовать на работе в госструктурах, но и быстрее строить карьеру в коммерческих организациях. Академический руководитель магистерской программы «Государственное и муниципальное управление» Николай Клищ рассказывает, какие еще преимущества дает такое образование и чему учат на образовательной программе.
В НИУ ВШЭ состоялась встреча с Генри Киссинджером
5 февраля на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась встреча с ученым, дипломатом и государственным деятелем Генри Киссинджером. С российской стороны во встрече, организованной по инициативе гостя в формате семинара, приняли участие полтора десятка наиболее ярких молодых ученых из ВШЭ, МГИМО, институтов Академии Наук. Были приглашены и лучшие магистранты. Мероприятие вел декан факультета Сергей Караганов.
Теневое управление помогает развитию регионов
Отсутствие официальных норм координации деятельности между органами местного самоуправления и избыточность регулирования способствуют активному развитию неформальных связей в среде чиновников. Во многих случаях теневое управление является безальтернативным способом решения хозяйственных вопросов на местах, выяснила в ходе исследования преподаватель департамента государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.
Полезнее сравнивать достижения школьников из разных регионов одной страны, чем из разных стран
Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.
Филантропия в США: оптимистическая история
Недопонимание между государством и третьим сектором, нередко наблюдаемое в России, не повод отчаиваться: история развития благотворительности в Америке тоже не была безоблачной, но договориться сторонам все-таки удалось. В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел семинар «Частная филантропия, общество и власть в США: противоречия, компромиссы и сотрудничество», на котором выступил американский исследователь Фридрих Фурман.
«В периоды недопонимания важно снова и снова изучать уроки нашего альянса во Второй мировой войне»
24 апреля Джон Байерли, американский посол в России в 2008-2012, прочел в Высшей школе экономики лекцию, посвященную сотрудничеству СССР и США в годы Второй мировой войны и приуроченную к 70-летней годовщине встречи союзных войск на Эльбе, отмечаемой 25 апреля.