• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как университетам и бизнесу найти друг друга

© Essentials/ iStock

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Как заметил открывавший дискуссию научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, в последние пять лет происходит трансформация российских университетов. Из площадки для подготовки кадров, которой они традиционно были еще с советских времен, ведущие вузы пытаются стать исследовательскими и даже «разработческими» вузами. Одновременно от бизнеса можно услышать жалобы на низкое качество подготовки людей для высокотехнологичных секторов экономики. В такой ситуации особенно важно изучать редкий позитивный опыт взаимодействия вузов и компаний.

Ярослав Кузьминов выделил три основных модели такого взаимодействия. Первая из них — модель заказа, когда компании выставляют на конкурс какое-нибудь задание и выигравший конкурс вуз его исполняет. Это, пожалуй, самая типичная модель взаимодействия вузов и бизнеса в России. Таким образом формируется около 10 процентов бюджета вузов. Но это очень короткое взаимодействие: на заказы обычно не отдаются комплексные разработки.

Другая модель — эксклюзивное партнерство. Она сохраняется, в основном, теми вузами, которые традиционно работают с оборонным сектором и выполняют военные заказы. Это длинное партнерство, оно может быть более дорогостоящим, но у него есть очевидные преимущества — меньше рисков, потому что ты очень хорошо знаешь своего партнера. К такого рода длительным партнерствам можно отнести и сотрудничество государственных ведомств с вузами по разработке проектов реформ, государственных программ и т.п.

Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны?

Наконец, можно выделить модель кооперации вузов и компаний в решении общеотраслевых и даже общестрановых проблем. Такое взаимодействие носит в известном смысле социальный характер, и оно возможно, когда есть лидер отрасли, не боящийся объединять усилия не только с вузами, но и с конкурентами.

Примером «кооперационной» модели можно назвать сотрудничество НИУ ВШЭ и Яндекса, которое вылилось в открытие в Вышке факультета компьютерных наук. (Как рассказала участвовавшая в дискуссии гендиректор Яндекса Елена Бунина, сначала разработчики и аналитики Яндекса сами занимались со студентами Вышки, ставили им реальные задачи. Затем они стали привлекать к занятиям и другие компании — и такого рода практики на факультете теперь идут с первого курса.)

Но у взаимодействия вузов и бизнеса в российских условиях есть ограничения. Ярослав Кузьминов отметил в целом низкую готовность российского бизнеса вкладываться в исследования и разработки, и даже когда такие вложения происходят, они часто носят не прорывной характер. Присутствие России на «передовой» глобальных технологий крайне ограничено, да и размер российских компаний на порядок ниже, чем, например, американских. По мнению Ярослава Кузьминова, наши компании в основном занимаются адаптацией и идут туда, где это сделать дешевле, и часто это не Россия.

Впрочем, есть и хорошие новости. Короткое мышление российского бизнеса, на взгляд ректора ВШЭ, преодолимо. Во всяком случае, изменение макроэкономической ситуации, удлинение и снижение стоимости кредитования позволит им высвободить больше ресурсов для исследований и разработок.

Но и вузы должны быть активнее в плане исследований в прорывных областях науки и технологий. России, считает Ярослав Кузьминов, нужны не меньше 30–40 вузов, которые входят в топ-100 международных рейтингов в той или иной предметной области (всего предметных рейтингов около 60). И даже если у вузов не получается быть лидерами на переднем краю исследований, то нужно хотя бы быть в курсе того, что там происходит, участвовать в крупнейших конференциях.

Конечно, чтобы полноценно конкурировать с ведущими мировыми университетами, российским вузам понадобилось бы значительно больше средств (по оценкам, до 4% ВВП к 2025 году), чем сейчас выделяется на финансирование всего образования (0,6% ВВП). Значит, нужно искать компромиссную модель. Например, можно выделить ядро из десяти вузов, обеспечив им приборную и лабораторную базу, не уступающую технологическим ресурсам, которыми располагают лучшие мировые университеты. Помимо этой десятки лидеров можно выделить еще ряд вузов, которые в состоянии конкурировать в отдельных, более узких, секторах науки и технологий.

Это не значит, что все остальные вузы государству нужно забросить. Они могут стать центрами, вокруг которых в регионах будут создаваться инновационные пояса, считает Ярослав Кузьминов. Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны? Молодежь не менее ценный ресурс, чем приток технологий и денег, уверен ректор ВШЭ. Нужно учиться «капитализировать» молодость — это и будет поддержка для нашей инновационной экономики.

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

«Вопрос о росте зарплаты нельзя обсуждать в отрыве от производительности труда»

Чем объяснить низкую безработицу в России, кому не хватило господдержки во время пандемии, каковы перспективы дальнейшей поляризации зарплат? Эксперты НИУ ВШЭ, РАНХиГС и правительства приняли участие в дискуссии о влиянии пандемии на российский рынок труда, которая состоялась в рамках Гайдаровского форума.

Эффект ковида: среднего класса стало меньше, а мужчины вспомнили о роли «добытчика»

Ученые Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала в ходе дискуссии на Гайдаровском форуме рассказали о влиянии пандемии коронавируса на социальную сферу, государство, поведение и настроения населения.

«Когда вы поступаете в университет, в школу, вы доверяете организации, в которую пришли»

У традиционных вузов и технологических образовательных платформ нет поля для конкуренции, но много оснований для партнерства. К такому выводу пришли участники дискуссии «Все, что вы хотели знать об образовании, но боялись спросить» в рамках Гайдаровского форума. В обсуждении приняли участие Дмитрий Крутов, основатель и гендиректор Skillbox, Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, Владимир Мау, ректор РАНХиГС, Максим Спиридонов, сооснователь, глава образовательного холдинга «Нетология-групп».