5 особенностей магистерской программы «Управление в высшем образовании»
14 апреля в Институте образования НИУ ВШЭ были вручены дипломы выпускникам магистерской программы «Управление в высшем образовании». Это уже второй выпуск магистров, среди которых — проректоры, деканы, руководители управлений, программ и проектов вузов. Недавно эта программа получила международное признание и была включена в Глобальный каталог исследовательских центров, академических программ и журналов в сфере высшего образования. Расскажем, чем еще она примечательна.
Первая в России
Искусству управления университетом в нашей стране никогда не учили. Считалось, что если у преподавателя вуза есть «руководящая жилка», со временем он поднимется по служебной лестнице, станет деканом, проректором, ректором, а учить этому специально — зря тратить время. Да и как учить, если университеты как объект исследования никто не рассматривал всерьез? И могут ли преподаватели и студенты быть работниками одной и той же системы, в отдельных случаях — одного и того же вуза?
Программа «Управление в высшем образовании», разработанная в Вышке в 2011 году, развенчала эти стереотипы, показав, что университетскому управлению нужно учить точно так же, как управлению в бизнесе или на государственной службе. В Институт образования ВШЭ пришли учиться сотрудники университетов, средний возраст которых — 36 лет, 70% из них — кандидаты и доктора наук, многие из них за время учебы продвинулись по служебной лестнице, двое стали ректорами. Среди слушателей есть и сотрудники ВШЭ.
Работающие студенты
«Управление в высшем образовании» — программа очно-заочная, рассчитанная на работающих людей из любых регионов, ее география обширна — от Архангельска до Якутска. За 2,5 года нужно 7 раз приехать в Москву на интенсивные очные модули.
Поскольку слушатели программы — люди занятые, и на учебу времени не всегда хватает, используются различные методики, повышающие эффективность обучения взрослых. Например, слушатели должны прорабатывать 7-10 ключевых научных статей за 2-3 недели, соотнося их содержание с актуальными проблемами университетского управления. Чтобы облегчить эту задачу (занятый на работе человек не успевает столько прочесть), их делят на группы, и каждая группа должна изучить и кратко описать идеи и проблемы одной-двух статей. После чего группы обмениваются информацией.
Наука и практика
В программе предусмотрено, с одной стороны, изучение фундаментальных основ науки об образовании, с другой стороны — знакомство с практикой вузов. В рамках курса «Лучшие стратегии и модели управления вузами» организуются исследовательские туры в крупные университетские центры (Санкт-Петербург, Нижний Новгород) с посещением ведущих вузов. Слушатели проводят исследования, завершающиеся магистерской диссертацией, разрабатывают стратегии своих университетов, планируют образовательные проекты, связанные с развитием своих вузов и собственной карьеры.
Нередко идеи, сгенерированные в программе, студенты тут же применяют в практике собственных вузов. Например, маркетолог из Тольяттинского государственного университета после лекций Игоря Чирикова об исследованиях студенчества организовал такие же исследования в своем вузе — так легче понять, кто приходит в университет учиться, чего абитуриенты ждут от образования, как принимают решения о поступлении. Особенности дизайна самой магистерской программы были использованы сразу несколькими студентами для разработки и реализации новых образовательных программ и перепроектирования образовательного процесса в своих вузах.
Новые технологии
Все дисциплины программы «Управление в высшем образовании» поддерживаются LMS Высшей школы экономики — в ней размещаются задания, графики, ресурсы, ссылки. Слушатели совместно работают в сети с помощью инструментов Google и Skype, карты рисуют в MindMeister, общаются в соцсетях.
Еще используются компьютерные симуляторы, один из которых — «Вуз в конкурентном окружении». Цель этой игры — помочь слушателям рассмотреть максимальный спектр управленческих решений, принимаемых в современном вузе, в условиях, похожих на реальные. Игра продолжается 8 часов, несколько команд в одной и той же игровой ситуации (сеттинге) играют в режиме реального времени, а конечные и промежуточные результаты игры обсуждают друг с другом и с экспертами. Пример сеттинга — в регионе с заданными параметрами есть несколько вузов разного типа, они разрабатывают свои стратегии развития, внешние факторы моделируются симулятором, и команда, играющая за тот или иной вуз, должна вывести его в лидеры.
Активные выпускники
Сверхзадача программы — генерация идей и действий. Ее выпускники должны изменять свои вузы, управляя ими не интуитивно, а с учетом тенденций развития образования и происходящих в обществе изменений. Это позволит российской высшей школе сделать рывок вперед.
На церемонии вручения дипломов было принято решение о создании ассоциации выпускников программы и управляющего совета ассоциации — сообщества профессионалов, которых объединяют не только 2,5 года учебы, но и взгляды на развитие университетов. Институт образования предлагает выпускникам участвовать в других проектах — и учебных (повышение квалификации, аспирантура), и научных — ближайшее из них, ежегодная конференция исследователей высшего образования, пройдет в этом году в октябре. Кроме того, есть возможность включиться в исследования ВШЭ по изучению университетов, преподавателей, студентов.
Как сказал руководитель программы, заместитель директора Института развития образования ВШЭ Кирилл Зиньковский, обращаясь к выпускникам, «через пять лет вы будете составлять костяк системы управления российскими университетами».
Зиньковский Кирилл Викторович
Заместитель директора Института развития образования
Чириков Игорь Сергеевич
Старший научный сотрудник Института образования
Вам также может быть интересно:
«Я пришел на программу простым доцентом, а сейчас я декан факультета»
Для чего взрослые люди, уже имеющие хорошую работу, идут учиться в магистратуру? Выпускники программы Института образования ВШЭ «Управление в высшем образовании» рассказывают, как учеба помогла их карьерному и профессиональному росту.
«Университет мечты» становится явью
Заместитель директора Института развития образования ВШЭ Кирилл Зиньковский и научный сотрудник Института образования ВШЭ Олег Подольский рассказывают о магистерской программе «Управление в высшем образовании».
Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Д.С. Медовникова. М.: МАКС Пресс, 2011
В пособии подробно рассмотрены основные вопросы, относящиеся к практике создания и управления инновационной инфраструктурой вуза.
Новые практики высшей школы
С 10 по 24 июля в Москве проходила Летняя школа «Менеджмент в высшем образовании», организованная Институтом развития образования (ИРО) ВШЭ и Университетом прикладного менеджмента (UAM) из немецкого Эрдинга при поддержке Германской службы академических обменов и Министерства образования Германии. О школе рассказывают ее соруководители — президент UAM Кристиан Вернер и заместитель директора ИРО Кирилл Зиньковский.