• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Будущее — это не только завтра»

В прошедшей 16 сентября церемонии вручения дипломов выпускникам Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ принял участие Джеффри Кроссик, вице-канцлер Лондонского университета. Что еще входило в программу его визита в Москву? Что он думает о проблемах и перспективах развития высшего образования в Великобритании? О сотрудничестве с ВШЭ?

Профессор Кроссик, насколько я знаю, вы совсем недавно стали вице-канцлером Лондонского университета, и кроме административной работы, много лет занимаетесь научно-исследовательской и лекционной деятельностью. Расскажите, пожалуйста, о ваших профессиональных интересах.

— Да, я приступил к исполнению обязанностей вице-канцлера Лондонского университета всего две недели назад. Я — историк, и большую часть своей жизни читаю лекции студентам различных университетов Великобритании. Сначала основной темой моих исследований была история рабочего класса Великобритании XIX века, постепенно сфера моих научных интересов расширилась, я стал изучать историю британской буржуазии. Моя профессия — социальная и культурная история, и к своим административным функциям я тоже подхожу как историк. В 2002 году я возглавил Британский Совет исследователей в области искусств и гуманитарных наук, так что к моим академическим занятиям добавился целый круг обязанностей по научно-исследовательскому менеджменту. Сейчас осваиваю сферу управления университетом.

Вы выпускник Лондонского университета?

— Не совсем. Степень бакалавра я получил в Кембридже, а докторскую диссертацию защитил в Лондонском университете.

Это ваш первый визит в Высшую школу экономики?

— Да. И первый приезд в Москву. Поэтому у меня нет пока такого же ясного представления о вашем университете в целом, какое я успел составить о МИЭФ — Международном институте экономики и финансов, готовясь к командировке в Россию. Сначала я читал отчеты моих коллег об итогах успешного многолетнего сотрудничества Лондонской школы экономики и политических наук (ЛШЭ) нашего университета с МИЭФ, а здесь в Москве у меня было много интересных встреч и деловых переговоров с руководством и сотрудниками института. У меня сложилось очень позитивное впечатление о структуре и образовательной стратегии МИЭФ, о преподавателях и выпускниках бакалавриата и магистратуры.

Как преподаватель с большим стажем, систему британского образования вы хорошо знаете изнутри. Вероятно, у вас уже есть список неотложных дел? Готовите ли вы какие-то изменения в образовательной политике Лондонского университета?

— Структура Лондонского университета сильно отличается от структуры ГУ-ВШЭ. Университет состоит из 19-ти колледжей, которые самостоятельно и независимо определяют содержание и учебные планы каждой программы. А наши международные программы объединяют более 50000 студентов из разных стран мира. Поэтому ответ на ваш вопрос нужно разделить на две части — о переменах в образовательной политике Лондонского университета в целом и о реформировании международных программ.

В данный момент я могу говорить только о готовящихся преобразованиях в нашей системе международных программ, которая работает уже более 150-ти лет и периодически нуждается в модернизации. Это подразделение разрабатывает образовательные программы и учебные планы для иностранных студентов и принимает у них экзамены. При этом само обучение проводят независимые образовательные учреждения по всему миру. Мы планируем признать эти учреждения как региональные представительства Лондонского университета, предоставить им соответствующий официальный статус и рекомендовать их нашим зарубежным абитуриентам. К примеру, МИЭФ уже в течение нескольких лет официально является таким учреждением в структуре международных программ Лондонского университета. Перед нами стоит важная задача — расширить сеть партнерских университетов и организовать тесное и эффективное взаимодействие всех наших зарубежных представительств. Тем самым мы сможем обеспечить высокое качество образования наших иностранных студентов. Кроме того, мы считаем необходимым внедрить такую же систему представительств в самой Великобритании, поскольку наше правительство ведет поиск гибких и малобюджетных путей предоставления качественного образования студентам внутри страны.

Недавно в Великобритании была опубликована ваша статья «The future is more than just tomorrow», которая вызвала большой резонанс среди ваших коллег, специалистов в области образования. Не могли бы вы в общих чертах рассказать об этой публикации?

— Статья посвящена оценке влияния долгосрочных последствий мирового финансового кризиса на образование в нашей стране. К сожалению, в Великобритании государственное финансирование образования было значительно сокращено в период экономического спада и продолжает сокращаться. Естественно, университеты пытаются остановить этот процесс и убедить правительство в том, что выделение недостаточных средств на образование крайне негативно скажется на будущем страны. Великобритания не обладает богатыми природными ресурсами, а трудовые затраты в стране очень высоки. Что же может стать главным конкурентным преимуществом экономики Великобритании? Квалификация, талант и воображение трудоспособного населения. Если талант и воображение даются человеку Богом, то выявить и развить их могут только качественное образование и научная работа. Я уж не говорю о профессиональной квалификации. Наша национальная система образования традиционно отличается тем, что мы учим студентов творческому подходу к знаниям и независимому мышлению: аргументированно возражать оппоненту, открыто задавать вопросы, умело вести дискуссию, отстаивать свои позиции, смело отвечать на вызовы. Именно эти качества будут востребованы в будущем. Не узкоспециализированные знания, а способность меняться и быстро адаптироваться к новым условиям непрерывно и динамично меняющегося мира. Мы готовим своих студентов для работы на таких должностях, которые еще не появились на рынке труда.

Большинство ведущих стран мира увеличили финансирование своих университетов в период кризиса, а наше правительство, наряду с руководством Чехии и Эквадора, действует вопреки здравому смыслу и уменьшает расходы на образование и науку. За последние 10-15 лет образовательная стратегия британских университетов значительно изменилась: мы предоставляем равные возможности для обучения абитуриентам, имеющим разный уровень базового образования, мы привлекаем к обучению людей с ограниченными возможностями, мы активно внедряем дистанционное образование. Все эти преобразования могут быть сведены к нулю недальновидными бюджетными решениями правительства страны. Именно потому, что государственная образовательная политика не может ориентироваться только на ближайшие 5-10 лет, я назвал свою статью «Будущее — это не только завтра».

Что обсуждалось на вашей встрече с исполняющим обязанности проректора ГУ-ВШЭ Исаком Фруминым?

— Мы успели поговорить о многом. В частности, об университетской автономии и о путях ее внедрения и развития в России; о привлечении зарубежных студентов в Высшую школу экономики - одном из ключевых элементов стратегии вашего университета; о развитии сотрудничества и эффективного взаимодействия МИЭФ ГУ-ВШЭ с Лондонским университетом; об усилении международных программ ГУ-ВШЭ. Мы наметили несколько новых и важных направлений для совместной работы, которые отвечают интересам обоих университетов и которые я собираюсь обсудить со своими коллегами в Лондоне. В целом состоявшаяся беседа была очень конструктивной, и я надеюсь, что идеи, которыми мы обменялись, «прорастут» в новые проекты и программы взаимовыгодного сотрудничества.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука

Репортаж с церемонии вручения двойных дипломов бакалаврам и магистрам МИЭФ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).