НИУ ВШЭ запустил цифровой кампус «Вышка Онлайн»
В Высшей школе экономики состоялась презентация онлайн-кампуса, который объединяет в себе лучшие практики цифрового обучения и является продолжением университета в онлайн-среде. Руководители, эксперты и партнеры Вышки рассказали, чем новый кампус отличается от обычного набора образовательных программ, почему онлайн-обучение органично для современного человека и чему можно научиться в «Вышке Онлайн» уже сегодня.
Первым спикером презентации стал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. На вопрос, зачем онлайн-кампус понадобился университету, который успешно реализует классические образовательные программы, он ответил так: «Нам показалось очень важным объединить все наши усилия в онлайн-среде и создать пространство, онлайн-сообщество, каждый участник которого будет ощущать себя частью Высшей школы экономики».
По словам ректора, онлайн-кампус — это «совершенно новая сущность», не просто набор образовательных программ, а прежде всего среда, где можно пользоваться всеми сервисами университета, не выходя из дома. И для онлайн-кампуса, и для остальных четырех кампусов университета характерны единые стандарты качества, единая высокая репутация, в том числе на международном уровне. Образование, полученное в Вышке онлайн, не хуже полученного привычным способом, когда студент приходит в университет.
Никита Анисимов подчеркнул, что онлайн-кампус представляет особый интерес для абитуриентов из-за рубежа, для взрослых людей, которым в силу специфики работы сложнее поступить на программы, требующие физического присутствия в вузе. «В среднем человек проводит в интернете около семи часов в день, и я был бы очень рад, если бы шесть из них он проводил в онлайн-кампусе Вышки. Это хорошее подспорье для того, чтобы учиться всю жизнь», — считает ректор НИУ ВШЭ.
Вышка первой среди университетов России создала онлайн-кампус, рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. Работа в онлайн-пространстве началась 10 лет назад с создания открытых онлайн-курсов, а теперь есть программы и дополнительного профессионального образования, и высшего образования, реализуемые полностью онлайн.
«Сегодня это уже не отдельные проекты. Из 52 тысяч студентов НИУ ВШЭ 1,5 тысячи учатся на онлайн-программах, и это много. Если добавить тех, кто получает дополнительное профессиональное образование, слушает и смотрит нас по всему миру, то это тысячи людей», — пояснил Сергей Рощин.
Он подчеркнул, что онлайн-кампус Вышки — это отнюдь не пятый кампус наряду с московским, питерским, нижегородским и пермским, а «портал выхода в большое образовательное онлайн-пространство, который помогает нам преодолевать границы и таким образом решать задачи, стоящие перед университетом, по распространению нового знания и новых технологий». В онлайн-кампусе объединяются ресурсы остальных четырех кампусов Вышки, предоставляется доступ к образованию в разных точках земного шара, в разных часовых поясах.
По мнению руководителя Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Сергея Зверева, в недавнем прошлом потребление образовательного контента было дискретным: человек сначала учился в школе, потом переходил в вуз, затем мог повышать квалификацию. В современном же мире технологии расширили не только возможности получения знаний, но и понимание самого процесса обучения: люди живут в среде образовательного контента.
«В этом смысле открытие онлайн-кампуса университета — абсолютно естественный и даже единственно возможный ответ на вопрос, как сегодня адекватно жить в этом новом мире. Создание университетской среды в цифре — это в каком-то смысле создание нового университета 360, Вышки 360», — подчеркнул Сергей Зверев.
Директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова убеждена, что обучение в университете онлайн органично для современного человека. Маркетологи разделяют обычную жизнь и жизнь онлайн, где больше свободы, где второе цифровое «я» позволяет компенсировать недостатки, свойственные человеку в реальной жизни. Онлайн-обучение — это также свобода выбора, гибкость, возможность учиться в удобное время, приобретение нового опыта, формирование креативного, а не алгоритмизированного мышления.
Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова приняла участие в открытии цифрового кампуса и рассказала о том, где современные интернет-пользователи ищут образовательный контент и какие его типы являются самыми популярными.
«Если несколько лет назад форматов создания и подачи контента было не так много, сейчас мы научились использовать интерактивные механики и в целом подавать информацию интересно, в том числе с помощью видео. Также мы отмечаем растущий интерес к коротким вертикальным роликам. Важно эти тренды знать и учитывать при создании органичных форматов в образовании, которые будут интересны и востребованы у молодежи. Считаю, что сегодня случилось знаковое событие: у нашего партнера ВШЭ появляется пространство, где соединяются современная среда, лучшая методология, профессиональные педагоги и преподаватели, которые погружают в предмет и дают действительно глубокие знания», — сказала Анна Степанова.
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Евгений Соколов отметил, что между технологиями, которые делают возможным онлайн-обучение, и компьютерными науками, очевидно, есть некоторая связь. Не случайно именно факультет компьютерных наук открыл первую в НИУ ВШЭ онлайн-магистратуру «Магистр по наукам о данных» и один из первых онлайн-бакалавриатов.
В своем выступлении Евгений Соколов рассказал о новых возможностях в обучении, которые появились благодаря искусственному интеллекту, и о том, как языковые модели генерируют ответы (главный принцип — в том, что они просто предсказывают следующее слово). По его мнению, студент может пользоваться ChatGPT, но при этом должен нести полную ответственность за сданную работу. «Мы требуем не просто текста, а результата — чтобы студент предложил оригинальную идею, привнес что-то новое в науку. Случаи, когда это сделала бы языковая модель, пока неизвестны», — отметил эксперт.
Руководитель Центра проектирования образовательных моделей, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ Илья Лепешкин рассказал, что сегодня многие бренды делают первые шаги по созданию своих метавселенных — виртуальных пространств, где люди могут постоянно с ними взаимодействовать. Их 2D-сайты превращаются в открытые 3D-локации, куда можно погрузиться, где можно следить за развитием бренда, и в образовании это тоже важно. «Уверен, что площадка Высшей школы экономики станет одной из тех платформ, на которых вы сможете реализовать себя», — заключил эксперт.
В завершение презентации директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова дала рекомендации тем, кто рассматривает возможность обучения в онлайн-кампусе. Она посоветовала начать с онлайн-курсов — в портфеле университета их уже 350, к ним открыт безбарьерный доступ, ими уже воспользовались более 6 млн слушателей. Затем можно перейти к освоению онлайн-специализаций — связок курсов, выбирать среди более чем 400 программ дополнительного профессионального образования, 3 бакалаврских и 18 магистерских программ, реализуемых полностью онлайн.
В онлайн-кампусе можно учиться на русском или английском языке, синхронно — лицом к лицу с преподавателем — или асинхронно, когда лекции уже записаны и студент смотрит их в любое время на привычной скорости. Есть возможность общения с преподавателями и одногруппниками, выполнения проектов в малых группах в виртуальных лабораториях.
Как подчеркнула Юлия Ремезова, у онлайн-кампуса Высшей школы экономики нет границ — здесь учатся студенты из 40 стран и практически из всех крупных российских городов. Среди них есть те, кто слушает лекции, находясь на космодроме Байконур или на корабле в открытом море. Все они получают такие же дипломы, как и те, кто учился, приходя в университет, и так же высоко востребованы на рынке труда, как и любые другие выпускники НИУ ВШЭ.
«Вышка Онлайн» ждет новых студентов.