• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нижегородская Вышка запускает программу ДПО в сфере интеллектуальной собственности и ИИ

Нижегородская Вышка запускает программу ДПО в сфере интеллектуальной собственности и ИИ

© Высшая школа экономики

Сегодня тема искусственного интеллекта выходит за пределы IT. Нейросети развиваются с огромной скоростью, и это порождает целый ряд правовых споров. Юристам необходимо обладать достаточной компетентностью в этой области. НИУ ВШЭ реагирует на запрос современности и запускает новую актуальную программу профессиональной переподготовки.

Программа «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект: от теории к практике» открывается на факультете права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. Этот онлайн-курс направлен на предоставление фундаментальных знаний и навыков в области правового регулирования сферы ИИ, которая пока остается для многих незнакомой. Благодаря взрывному развитию нейросетей связанные с ними правовые вопросы возникают все чаще, но многие юристы оказываются к ним не готовы.

Программа нижегородской Вышки будет полезна не только юристам и экспертам по интеллектуальной собственности, но и экономистам, менеджерам, маркетологам, IT-специалистам. Слушатели получат новую квалификацию для расширения своих компетенций и возможностей на рынке труда.

Обучение продолжительностью 510 часов (порядка пяти месяцев) будет проводиться полностью в онлайн-формате. Программа состоит не только из лекций, она также включает разбор ситуационных кейсов и судебной практики и практикум по составлению документов.

Суть программы заключается в анализе и практике применения законодательства. Основное внимание будет уделяться распоряжению правами в сфере интеллектуальной собственности и их защите, а также запретам, ограничениям и ответственности за нарушения. В учебном плане содержатся такие темы, как соавторство, товарный знак, патентное право, интеллектуальная собственность в маркетинге и рекламе, элементы ИИ в юридическом бизнесе, нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

По окончании обучения слушатели получат диплом о профессиональной переподготовке от НИУ ВШЭ — Москва, подтверждающий получение дополнительной квалификации «Эксперт в области интеллектуальной собственности и средств оценки и защиты».

В качестве бонуса предоставляется право бесплатного участия в семинарах, вебинарах и открытых дискуссиях факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, а также курс повышения квалификации на выбор.

Анастасия Логинова

Интеллектуальная собственность в настоящее время вызывает повышенный интерес, говорит заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Анастасия Логинова.

«Применение искусственного интеллекта во многих сферах жизни общества породило ряд дискуссионных правовых вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью: нужно ли менять прежнюю систему защиты интеллектуальной собственности для обеспечения полноценной охраны произведений и изобретений, создаваемых машиной; какие могут быть юридические последствия создания объектов интеллектуальной собственности искусственным интеллектом, должно ли законодательство предусматривать разницу между объектами, созданными ИИ, и объектами, созданными при помощи ИИ. Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете из курса», — рассказала она.

Наталья Удалова

Интеллектуальная собственность — это особый ресурс, значение которого сложно переоценить, подчеркивает преподаватель курса Наталья Удалова.

«Мы ежедневно соприкасаемся с самыми разными объектами интеллектуальной собственности: смотрим фильмы, слушаем музыку, читаем книги, работаем на компьютере и т.п. Но, как правило, воспринимаем их как обыденные явления. Вопросы, связанные со спецификой интеллектуальной собственности, особенностями ее правового регулирования, вызывают интерес, когда мы сами начинаем заниматься творческим трудом и становимся авторами, хотим реализовать проект, в рамках которого будут созданы объекты интеллектуальной собственности, планируем использовать интеллектуальную собственность в личных или коммерческих целях», — поясняет она.

При этом успех всех начинаний во многом предопределяется наличием знаний о том, что такое интеллектуальная собственность, какие права на нее возникают, как они могут быть реализованы и др.

Евгений Мамай

Актуальность программы «Интеллектуальная собственность и искусственный интеллект: от теории к практике» определена тем, что современный мир пронизан цифровыми технологиями, многие из которых с каждым днем становятся все более совершенными и проникают во все новые сферы, говорит преподаватель курса Евгений Мамай. К числу современных сквозных цифровых технологий относятся искусственный интеллект (ИИ), системы распределенного реестра, большие данные (Big Data), технологии беспроводной связи, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности, технологии управления свойствами биологических объектов и другие.

«Уже сейчас в сферу интеллектуальной собственности активно проникают сквозные цифровые технологии. Так, ИИ и нейросети создают аудио- и визуальные произведения, которые становятся предметом судебных споров. Технологии распределенного реестра открывают новые возможности для защиты интеллектуальных прав и доказывания авторства произведения. Технологии виртуальной и дополненной реальности используются в создании множества аудиовизуальных произведений», — отмечает Евгений Мамай.

Вам также может быть интересно:

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

НИУ ВШЭ запускает программу повышения квалификации «Санкционная политика в современном мире»

На факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ 29 ноября стартует программа повышения квалификации «Санкционная политика в современном мире». О том, чему будут учить слушателей, новостная служба «Вышка.Главное» узнала у автора программы, ведущего научного сотрудника Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Льва Сокольщика.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.