• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке обучили работе с ИИ сотрудников социальной сферы Москвы

На программе ДПО «Искусственный интеллект в социальной сфере» состоялся выпускной. Организатором программы выступил Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы совместно с академическим партнером — Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ — и партнерскими организациями.

Преподавателями программы стали эксперты центра: его научный руководитель Евгений Соколов, автор и преподаватель корпоративных и открытых курсов Маргарита Бурова, преподаватель курса по алгоритмам и структурам данных Мария Горденко, эксперт центра Дарья Касьяненко.

Команда преподавателей ставила перед собой задачу помочь слушателям найти перспективные области применения ИИ, которые сделают работу в социальной сфере эффективнее, а также обучить практическому применению инструментов ИИ. Слушателей объединили в проектные команды, каждая из которых в результате представила прототип нового технологичного решения.

По завершении обучения участники получили удостоверения о повышении квалификации НИУ ВШЭ.

Игорь Тимофеев, директор Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы

«В социальной сфере мы часто говорим, что человеку нужен человек. И технологии не могут заменить специалистов, но могут значительно повлиять на их работу. Это была первая программа обучения сотрудников социальной сферы искусственному интеллекту. Мы проектировали ее таким образом, чтобы итогом были не просто учебные проекты, а предложения для реализации. Здорово, что команды с этим заданием справились. Часть учебных проектов найдут отражение в разработке и внедрении цифровых решений в социальной сфере Москвы уже в ближайшей перспективе».

Программа была разделена на несколько модулей. Первый цикл занятий посвятили основным понятиям ИИ и его применению в различных областях. Второй цикл познакомил слушателей с основами промпт-инжиниринга: они посетили индустриальный семинар, узнали об этике использования ИИ, приняли участие в лекциях и семинарах, посвященных работе с Excel и генераторами формул, поиску и переводу текста, работе с изображениями с помощью ИИ, визуализации данных и работе с презентациями. Особый интерес представлял третий модуль, программа которого была направлена на внедрение искусственного интеллекта в профессиональную деятельность.

Евгений Соколов

«Это первый поток программы “Искусственный интеллект в социальной сфере”. Мы рассказываем нашим слушателям про то, что такое ИИ, занимаемся проектной деятельностью, в рамках которой думаем о том, как это можно внедрить в работу слушателей. Мы знакомим участников с инструментами, с помощью которых можно без знаний в области программирования поработать с данными и построить какие-то алгоритмы, — получается погружение в сферу искусственного интеллекта с нуля. По нашему опыту, именно формат интенсивов больше всего подходит для занятых и деловых людей, потому что учиться вечерами два раза в неделю — это здорово, но порой невозможно: у всех дела и работа. А когда слушатели собираются на два-три дня и очень интенсивно погружаются в какую-то сферу — это гарантирует хороший результат».

© Высшая школа экономики

На итоговой аттестации программы «Искусственный интеллект в социальной сфере» участники представили проекты, над которыми они работали в течение месяца. В состав экспертной комиссии вошли руководители НИУ ВШЭ, ИДПО и информационно-технологического центра «Соцзащита Москвы». Экспертная комиссия оценила работы по таким критериям, как выбор ИИ-инструментов, целесообразность решений, а также этические аспекты, связанные с защитой данных.

Топ-5 созданных участниками проектов

1. Прогностическая модель рекомендации образовательных программ для взрослых, обучающихся при изменении карьерной траектории, — ИИ поможет взрослым выбрать идеальные образовательные программы при смене профессии.

2. Бот добрых дел — чат-бот, который отвечает на вопросы по юридическим документам, экономя время и автоматизируя рутинные задачи.

3. Автоматизация типовых задач в охране труда — проект для быстрой обработки результатов проверок и подготовки рекомендаций по устранению нарушений в сфере охраны труда.

4. Виртуальный помощник Московской службы психологической помощи — чат-бот для автоматической маршрутизации клиентов в нужные центры для получения психологической помощи.

5. Разработка алгоритма маршрутизации инвалидов — система для оптимального распределения людей с ограниченными возможностями на услуги комплексной реабилитации.

Наталия Черепенникова, начальник отдела корпоративного и онлайн-обучения Центра непрерывного образования ФКН

«За короткий срок слушатели не просто узнали больше об искусственном интеллекте, а научились применять полученные знания в разработке, благодаря практико-ориентированному подходу в обучении. Им удалось предложить жизнеспособные прототипы решений, которые потенциально улучшат работу социальной сферы Москвы по разным направлениям, в частности усовершенствуют процессы внутри организаций, а следовательно, жизнь более десяти миллионов жителей столицы».

Центр непрерывного образования ФКН проводит корпоративное обучение по математике, программированию, анализу данных и машинному обучению. Программы разрабатываются с учетом специфики компании-заказчика. Узнать больше об организации корпоративного обучения в центре можно по ссылке.