Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях

Человекоцентричность в здравоохранении: новая модель управления персоналом в медицинских организациях

© iStock

Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик (Лаборатория ЧИЛ) НИУ ВШЭ реализует прикладные научно-исследовательские проекты, призванные сделать систему здравоохранения человекоцентричнее. Один из них, проект «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения», направлен на внедрение человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях.

Здравоохранение — одна из самых кадрозависимых отраслей. В последние годы сектор столкнулся с серьезными вызовами: пандемией, изменениями рынка труда и приходом нового поколения специалистов с иными ценностями. Традиционные методы управления уже не отвечают современным потребностям, и на смену им приходит человекоцентричный подход, который ставит во главу угла соблюдение баланса потребностей сотрудников и интересов работодателей.

Владимир Соловьев

«Человекоцентричность в здравоохранении чаще всего связывают с заботой о пациентах. Но мы уверены: настоящая человекоцентричность начинается с изменения культуры отношения к сотрудникам», — говорит Владимир Соловьев, заведующий Лабораторией ЧИЛ.

Согласно новому ГОСТ Р 71549–2024 «Система менеджмента человекоцентричной медицинской организации», вступившему в силу с 1 марта 2025 года, в человекоцентричной медицинской организации поощряется участие пациентов в решении вопросов собственного здоровья, работники нацелены (и обучены) на учет физических, информационных, эмоциональных и духовных потребностей пациентов, а также создана система, направленная на благополучие и развитие работников. По мнению специалистов Лаборатории ЧИЛ, человекоцентричный подход должен начинаться именно с особого внимания к потребностям работников. Работодатель прежде всего должен предоставить своему коллективу ресурсы для качественной и эмпатичной заботы о пациентах. То есть человекоцентричное управление персоналом медицинской организации является своего рода развитием пациентоцентричного подхода, переносом его на внутреннего клиента — сотрудника организации.

В рамках проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения» команда Лаборатории ЧИЛ разработала человекоцентричную модель управления персоналом в организациях сферы здравоохранения и соответствующий ей измерительный инструмент — Индекс человекоцентричности по отношению к сотрудникам в организациях сферы здравоохранения.

В модели предлагается рассматривать работника медицинской организации в четырех ключевых ролях: как личность, как часть команды, как сотрудника организации и как члена общества, имеющего интересы вне профессиональной деятельности. А также учитывать четыре группы потребностей сотрудников: физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные.

Цель этой модели управления персоналом — оценить уровень человекоцентричности медицинской организации по отношению к сотрудникам. Индекс, состоящий из 73 вопросов по 16 субшкал (каждая субшкала — это пул вопросов, отражающих уникальные потребности на пересечении четырех ролей и четырех групп потребностей сотрудника), позволит системно анализировать условия труда персонала для лучшего понимания потребностей сотрудников.

Проект еще на старте вызвал значительный интерес у профессионального сообщества. Так, его ключевые аспекты обсуждались на круглом столе «Инициативы медицинского сообщества», который проходил 29 января в здании Мэрии Москвы при поддержке Уполномоченного по защите прав предпринимателей Москвы Татьяны Минеевой.

Разработка модели шла в несколько этапов. Вначале команда провела обзор научно-исследовательской литературы и лучших практик управления персоналом в здравоохранении, в том числе с учетом теоретико-методологической основы формирования модели управления организациями, концептуализированной в форме восьми базовых принципов человекоцентричности. На основе данной работы разработан первый прототип модели управления персоналом в здравоохранении, ориентированной на человека.

В рамках валидации модели состоялись шесть экспертных фокус-групп с участием признанных лидеров российского здравоохранения в области кадрового менеджмента: представителей органов исполнительной власти, главных врачей государственных медицинских организаций и их заместителей, руководителей кадровых центров, корпоративных университетов и некоммерческих проектов помощи медработникам, а также владельцев частных клиник, HR-директоров и независимых HR-консультантов. В исследовании приняли участие больше 30 экспертов.Было последовательно протестировано три прототипа модели, и только финальный вариант получил единогласное одобрение экспертов. Они подчеркнули научную обоснованность и практическую значимость разработанной модели, а также охарактеризовали ее как потенциальный аналитический инструмент, на который может опираться руководитель для принятия взвешенных управленческих решений.

Наталья Мефодовская

«Я с вами прошла весь путь — от первого варианта до текущего. И хочу сказать, что, конечно, текущий мне нравится просто кратно больше. Мне он кажется практически идеальным», — отметила Наталья Мефодовская, коуч, командный коуч и бизнес-тренер в сфере здравоохранения.

Кирилл Кузьмичев

«Понимание ценностей своих сотрудников и команды — это очень важно, и здорово, что модель это учитывает, — считает Кирилл Кузьмичев, заместитель главного врача УКБ №4, Сеченовский университет. — Мы научились формулировать ценности организации, но также необходим механизм проверки: как мы поймем, что сотрудники знают эти ценности, как именно они их понимают и разделяют ли их, откликаются ли они их личным ценностям».

В апреле состоялся круглый стол, посвященный обсуждению финальной версии человекоцентричной модели управления персоналом в медицинских организациях, на котором эксперты отметили, что человекоцентричность — это не просто модный тренд, а необходимость в новых условиях рынка труда, которая помогает снизить текучесть кадров, повысить удовлетворенность сотрудников и улучшить финансовые показатели клиник и, как следствие, повышает качество оказания медицинской помощи пациентам. При этом критически важно, что высокое качество помощи пациентам обеспечивается заботой о тех, кто ее оказывает, а не принуждением к работе на пределе возможностей и жертвенности.

Полина Твилле

«Если человекоцентричность — это корпоративная ценность, то сотрудники должны ощущать ее в первую очередь на себе, — уверена Полина Твилле, научный сотрудник Лаборатории ЧИЛ и проекта «Формирование человекоцентричной модели управления в организациях сферы здравоохранения». — Нельзя требовать человекоцентричности по отношению к пациентам, если сотрудники сами ее не чувствуют».

Альбина Лещева

«Мы внедряем человекоцентричные практики уже четвертый год, и могу с уверенностью сказать: это влияет и на экономику. Например, текучесть кадров — колоссальная статья расходов, и человекоцентричность помогает ее сократить», — подчеркнула Альбина Лещева, основатель и CEO клиники нового поколения «Лейб-Медик».

Планируется, что модель не только станет основой для оценки человекоцентричности по отношению к персоналу, но и будет сопровождаться перечнем инструментов и практик, направленных на улучшение управления персоналом в клиниках.

Екатерина Михайлова

«Вторым блоком человекоцентричной модели управления в сфере здравоохранения должны стать сформированные на основе опросов инструменты для руководителей медицинских организаций», — говорит Екатерина Михайлова, заместитель главного врача по кадрам Краевой клинической больницы Красноярска.

Данная тема активно разрабатывается Лабораторией ЧИЛ в рамках проекта «Прикладные решения Концепции человекоцентричного руководителя и лидера в системе здравоохранения».

Оксана Семеновских

«Важно не только провести измерения, но и дать инструменты, а затем, после внедрения инструментов, повторно опросить ту же аудиторию. Это позволит понять, что удалось изменить, каких результатов достигли, как изменились показатели», — предположила Оксана Семеновских, бизнес-консультант, эксперт по HR, развитию лидеров, команд и компаний.

Следующий этап — масштабная апробация Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения в ведущих медицинских организациях России. Для валидации разработанного инструмента было заключено соглашение о научном сотрудничестве с Национальной ассоциацией управленцев сферы здравоохранения. В результате партнерства к апробации Индекса человекоцентричности организаций сферы здравоохранения планируется привлечь респондентов — сотрудников государственных и частных медицинских организаций.

Алексей Кошель

«Обеспечение человекоцентричного подхода в сфере здравоохранения, пожалуй, самая важная на сегодня задача, которая наряду с обновлением материально-технической базы лечебных учреждений позволит завершить работу над созданием нового лица современной российской медицины. Уверен, что наши эксперты из Лаборатории ЧИЛ НИУ ВШЭ, основываясь на своем богатом опыте разработки подобных проектов, помогут выработать необходимые дальнейшие шаги для развития сферы здравоохранения. Конечно, вспоминая классика, работа посвящена именно кадрам, что считаем наиболее приоритетным», — прокомментировал проректор НИУ ВШЭ Алексей Кошель.

Человекоцентричность — это путь к устойчивому развитию здравоохранения. Она объединяет науку, практику и ценности, создавая среду, где сотрудники чувствуют себя значимыми, а пациенты получают качественную помощь. Разработки Лаборатории ЧИЛ призваны предоставить медицинским организациям инструмент для лучшего понимания потребностей персонала, что крайне важно для формирования человекоцентричной кадровой политики, в центре которой будут реальные интересы сотрудников.

Вам также может быть интересно:

Ученые НИУ ВШЭ исследуют изменения финансовой архитектуры российских компаний с 2022 года

В издательстве НИУ ВШЭ вышла книга «Российские корпорации на пути к антихрупкости. Финансовая архитектура компаний» под редакцией Ирины Ивашковской, ординарного профессора, руководителя Школы финансов НИУ ВШЭ, Ярослава Кузьминова, научного руководителя НИУ ВШЭ, Ровшана Алиева, президента «Экосистемы МТС». В ней собраны результаты второго этапа масштабного исследования процессов адаптации российского бизнеса к шоковым изменениям, вызванным санкционными ограничениями, и новых практик российских корпораций.

Ученые разработали эффективные лазеры размером с пылинку

Исследователи НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге нашли способ создать эффективные микролазеры диаметром всего 5–8 микрометров. Они работают при комнатной температуре, не требуют охлаждения и могут встраиваться в микросхемы. Ученые использовали эффект шепчущей галереи для удержания света и буферные слои для снижения утечек энергии и напряжений. Подход перспективен для интеграции лазеров в чипы, сенсоры и квантовые технологии. Исследование опубликовано в «Письмах в Журнал технической физики».

«Основная отрасль медицины, на которую направлены наши разработки, — кардиология»

Применение математических моделей в диагностике и лечении болезней сердечно-сосудистой системы повышает эффективность выявления у пациентов предрасположенности к заболеваниям, облегчает выбор стратегии излечения. Используя математические модели, можно создать новые диагностические приборы, обучить нейросети для помощи врачам. Такая работа ведется исследователями Вышки в рамках проекта «Зеркальные лаборатории». Подробнее — в интервью Наталии Станкевич, старшего научного сотрудника Международной лаборатории динамических систем и приложений НИУ ВШЭ — Нижний Новгород.

Для технологического лидерства: Вышка создала цифровой Репозиторий социально-экономической информации

НИУ ВШЭ запустил уникальный Репозиторий социально-экономической информации, заменивший устаревшую платформу единого архива экономических и социологических данных. Модернизированы не только внешний вид и функциональные возможности, но и сама концепция платформы.

«Есть идеи? Заходи!»: чем занимается Центр трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ

В Вышке завершается преобразование Единого архива экономических и социологических данных в Центр трансфера и управления социально-экономической информацией. В рамках этого процесса вместо электронного архива уже запущен веб-сервис «Репозиторий социально-экономической информации НИУ ВШЭ». Зачем нужны эти изменения и что они дадут университету, ученым и студентам, в интервью новостной службе «Вышка.Главное» рассказала директор центра Вера Вишнякова.

Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.

В НИУ ВШЭ завершилась вторая программа ПК по преподавательскому мастерству

Ее слушателями стали вузовские и школьные преподаватели из Майкопа, Москвы и Владивостока. Первую неделю они обучались очно — посещали занятия экспертов по преподавательскому мастерству в Высшей школе экономики, а вторую неделю — дистанционно в своих регионах. На итоговой аттестации они представили обновленные версии своих учебных курсов.

Бизнес-разработки и студенты в науке: какие еще задачи у новой лаборатории Института ИИ и цифровых наук

Лабораторию теоретических основ моделей ИИ возглавил старший научный сотрудник факультета компьютерных наук Никита Пучкин, за прикладные разработки будет отвечать руководитель проектов Института ИИ и цифровых наук Елизавета Жемчужина. О том, чем будет заниматься лаборатория, как планируется организовать сотрудничество с индустриальными партнерами и какая роль в ее работе отводится студентам Вышки, они рассказали в интервью «Вышке.Главное».

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.

В систему добровольной сертификации в области ИИ «Интеллометрика» включены первые лаборатории

В России вступает в действие система добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика», использующая методический подход, разработанный учеными Высшей школы экономики. Допуск получили первые три лаборатории, которые смогут проводить испытания в сфере ИИ и выдавать по их итогам соответствующие протоколы, и один орган по сертификации.