В систему добровольной сертификации в области ИИ «Интеллометрика» включены первые лаборатории
В России вступает в действие система добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика», использующая методический подход, разработанный учеными Высшей школы экономики. Допуск получили первые три лаборатории, которые смогут проводить испытания в сфере ИИ и выдавать по их итогам соответствующие протоколы, и один орган по сертификации.
В НИУ ВШЭ состоялось первое заседание комиссии по допуску участников системы добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика».
Первая национальная межотраслевая система добровольной сертификации в области искусственного интеллекта «Интеллометрика» разработана учеными НИУ ВШЭ. Она предполагает, что технологические решения на базе ИИ пройдут оценку безопасности, что повысит доверие к ним пользователей. В ней продуманы решения, исключающие вероятность влияния разработчиков и других заинтересованных лиц на результаты испытаний. Система зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Независимая оценка поможет потребителям ориентироваться на растущем рынке продукции и услуг с применением технологий ИИ и гарантирует их безопасность. Сертификация стимулирует повышение качества продукции и спрос на разработки с подтвержденной эффективностью.
Председатель Межотраслевого совета по стандартизации информационных технологий Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, заведующий кафедрой РТУ МИРЭА «Математическое обеспечение и стандартизация информационных технологий» Сергей Головин подчеркнул важность запуска системы сертификации как инструмента, обеспечивающего качество и безопасность технологий ИИ.
Комиссия рассмотрела и одобрила заявки организаций:
ВНИИ метрологии имени Д.И. Менделеева (г. Санкт-Петербург) — орган по сертификации интеллектуальных средств измерений и систем управления и контроля на их основе;
Научно-технический центр «Окружающая среда» ВНИИМ (г. Москва) — испытательная лаборатория интеллектуальных средств измерений и систем управления и контроля на их основе;
ООО «ДСТ-Урал» (г. Челябинск) — испытательная лаборатория ИИ в области строительно-дорожной техники;
ООО «Открытый код» (г. Самара) — испытательная лаборатория ИИ в области средств видеонаблюдения.
Директор НТЦ «Окружающая среда» ВНИИМ Роман Родин подчеркнул, что институт — один из пионеров в области ИИ-технологий в России. Уже действует несколько установок, способных определять эффективность алгоритмов ИИ, работают квалифицированные кадры, в том числе более 50 докторов и кандидатов наук. Институт обладает большим количеством стандартных образцов и государственных эталонов, которые утверждены Росстандартом, что обеспечивает высокое качество испытаний.
Член комиссии, директор по научным проектам НИУ ВШЭ Сергей Гарбук предложил поддержать заявку ВНИИМ, подчеркнув высокую квалификацию сотрудников НТЦ. Он предложил указать в решении на необходимость устранить замечания и дополнить документацию более подробной информацией о методиках испытаний.
Руководитель испытательной лаборатории ООО «ДСТ-Урал» Артем Ишбулатов представил заявку на допуск в систему сертификации ИИ в области дорожно-строительной техники в качестве испытательной лаборатории. Он пояснил: компания специализируется на выпуске соответствующей техники и имеет значительный опыт в испытании автоматизированных систем, в том числе на основе использования ИИ, в лаборатории действует секция анализа данных, в том числе климатических и природных факторов, влияющих на качество работы алгоритмов ИИ. Наконец, компания имеет квалифицированный персонал и возможность проводить испытания алгоритмов ИИ с применением цифровых двойников и с использованием испытательного полигона, где техника проверяется в реальных дорожных и климатических условиях.
Директор по исследованиям ООО «Открытый код» Павел Ситников представил заявку на допуск в систему сертификации ИИ в сфере видеонаблюдения. Он сообщил: компания давно внедряет продукты на базе ИИ в разработку систем контроля технологических операций, систем компьютерного зрения, систем контроля повышенной безопасности и систем распознавания речи.
«Открытый код» активно сотрудничает с профильными учебными заведениями, открыл ряд базовых кафедр в вузах разных городов. По словам Павла Ситникова, компания располагает квалифицированным персоналом, в том числе кандидатами и докторами наук, и качественным оборудованием.
Экспертная комиссия одобрила заявки, а также дала ряд замечаний, позволяющих дополнить существующую методическую базу органов и повысить качество работ по оценке соответствия технологий ИИ. По предложению директора по научным проектам НИУ ВШЭ Сергея Гарбука, члена экспертной комиссии, руководящий орган проведет инспекционный контроль допущенных организаций через полгода, что позволит удостовериться в качестве проводимых работ и соблюдении методического подхода, разработанного учеными НИУ ВШЭ.
В обсуждении заявок участвовали член-корреспондент РАН, заместитель директора по инновационной и внедренческой деятельности Федерального научного агроинженерного центра ВИМ Захид Годжаев, руководитель исследовательского центра в сфере ИИ «Сильный искусственный интеллект в промышленности» Университета ИТМО Александр Бухановский, советник гендиректора Российского института стандартизации Юрий Будкин, академик Российской метрологической академии, начальник лабораторно-испытательного комплекса АО «НИИАС» Андрей Яшин, заместитель руководителя департамента анализа данных и искусственного интеллекта НИУ ВШЭ Василий Громов, ректор Московской академии Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарева генерал-майор юстиции Алексей Бессонов, председатель Технического комитета по стандартизации №076 «Системы менеджмента», первый проректор ВолГУ Валентин Дзедик и главный научный сотрудник ФИЦ ИУ РАН, заместитель председателя Технического комитета по стандартизации №22 «Информационные технологии» Андрей Костогрызов.
Вам также может быть интересно:
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.