Увеличение бюджетных мест, поддержка регионов и пандемия: что происходит со спросом на высшее образование
Как меняется спрос на учебу в вузах Москвы, Петербурга и регионов страны — этому вопросу был посвящен семинар Института образования НИУ ВШЭ. На нем выступили директор центра финансово-экономических решений в образовании Кирилл Зиньковский и главный научный сотрудник подразделения Ирина Абанкина. Они представили слушателям анализ мониторинга качества приема в вузы Высшей школы экономики. Исследователи изучили данные за 2015-2020 годы.
Контекст исследования
Спрос на высшее образование в рамках экономических теорий и взаимоотношений — этому показателю посвятили свой доклад Кирилл Зиньковский и Ирина Абанкина. Они представили слушателям графики изменения спроса и объяснили, как он менялся на протяжении последних пяти лет. Особое внимание исследователи уделяли данным 2019-2020 годов для изучения влияния пандемии коронавируса.
«Здесь есть и платежеспособный спрос [со стороны семей], и спрос государства, которое тоже вкладывает свои средства для того, чтобы поддерживать этот спрос на высшее образование, — отметила в начале семинара главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Инобра, профессор Ирина Абанкина. — Для нас очень важно, каким образом на меры госполитики реагировало и реагирует сейчас население: семьи, которые поступали в разные университеты в разных регионах по разным направлениям подготовки, за счет средств бюджета и за счет собственных ресурсов. Это для нас очень важный фокус».
В качестве контекста изменений спроса докладчики выбрали три направления государственной политики в области высшего образования: увеличение бюджетного набора в вузы для снижения последствий вызовов пандемии и ухудшения экономического положения семей в 2020 году; поддержка региональных вузов для снижения диспропорции в системе высшего образования, возникшего за последние десятилетия и приоритет технических направлений подготовки и направлений в ИТ над другими направлениями для интенсификации технологического развития страны. При этом исследователи изучали спрос, предъявляемый за две «валюты»: рубли и баллы ЕГЭ.
Физики, лирики и высокобалльники
Согласно данным исследователей, «совокупный спрос» по всем вузам и направлениям подготовки, охваченный мониторингом качества приема, за «валюту» ЕГЭ растет. «Условно за "валюту" ЕГЭ в 2015 году поступало существенно меньше, чем в 2020 году, за один и тот же балл. Это не может происходить, если у вас нет соответствующих бюджетных мест, но тем не менее: графики поднимаются», — объяснил директор Центра финансово-экономических решений в образовании Инобра, профессор Кирилл Зиньковский.
Эти цифры не касаются высокобалльников, подчеркнули спикеры. И рассказали, как менялся совокупный спрос на платное высшее образование. «Спрос за деньги на высшее образование рос до 2018 года. Затем, с 2019-го, он начинает снижаться, — отметил Кирилл Зиньковский. — В части дорогого образования спрос в 2018 году был даже ниже, чем в 2019-2020 гг., то есть он практически не изменился за пандемийный год. В целом, по системе "Обучение за деньги" спрос снизился».
По словам Ирины Абанкиной, это показывает, что от платного высшего образования отказываются не высокодоходные группы, претендующие на учебу в дорогом университете, а семьи, которые готовы платить низкую цену в районе 100-150 тысяч рублей и даже меньше.
Также докладчики рассказали, что за последние три года произошло со спросом на высшее образование за деньги в разбивке «физики и лирики». По данным исследователей, спрос на физиков в 2020 году по сравнению с 2018-м снизился, то же самое произошло с лириками. Однако, несмотря на это, платных студентов-лириков до сих пор больше не только, чем студентов-физиков, но и бюджетных лириков.
Кроме того, отдельный раздел исследования был посвящен ситуации со спросом высокобалльников (80 баллов ЕГЭ и выше). По словам Кирилла Зиньковского, в последние годы произошло скачкообразное увеличение приема 80-балльников в Москве и Московской области на ИТ— математические и технические направления, при том что технические направления в столице несущественно, но, в целом, теряют спрос. Стабильный рост абитуриентов с 80 баллами и выше показывают и социально-экономические направления подготовки. Схожая ситуация и в северной столице: скачкообразное увеличение на технических направлениях (при снижении численности на технических направлениях в 2019-20 годах), постепенный рост — на социально-экономических и гуманитарных направлениях в петербургских вузах.
То есть Москва и Питер — это столицы технические, гуманитарные и математические
«В регионах же происходит скачкообразное увеличение на математических и ИТ-направлениях, скачкообразное (особенно в 2020-м году) — на социально-экономические направления, — рассказал Кирилл Зиньковский. — Постепенно идет увеличение численности приема 80-балльников на гуманитарных направлениях».
Госполитика имеет значение
В заключении доклада его авторы сделали выводы, как именно реагирует население на меры госполитики в области высшего образования. Так, по их мнению, в контексте увеличения бюджетного набора совокупный спрос на высшее образование в столицах продолжает медленно расти, в то же время спрос на высшее образование в регионах «уперся в потолок».
Кирилл Зиньковский, директор центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, профессор
Спрос на платное образование в Москве в 2020 году не снизился по сравнению с 2019 годом, как и не снизилась стоимость обучения. Фактически, только в регионах идет замещение платного образования бюджетным, что можно расценивать как частично положительный эффект от реализации госполитики.
Кроме того, в контексте поддержки региональных вузов: две студенческие столицы привлекают более 70% абитуриентов с 80 баллами ЕГЭ и выше и менее 15% абитуриентов с баллами не ниже 65 баллов. То есть госполитика в области высшего образования и усилия самих региональных вузов привели к тому, что качество приема в региональных вузах стало постепенно, в целом, улучшаться: выросло число 80-балльников.
И, наконец, последнее: в контексте приоритетов направлений технической подготовки. Динамика реального спроса на технические направления подготовки, кроме ИТ, находятся в противофазе с мерами госполитики. Совокупный спрос на эти направления поддерживается за счет перераспределения бюджетных мест от лириков к физикам.
Также на семинаре выступили дискуссанты: специалист по образованию Всемирного банка Денис Николаев и Нияз Габдрахманов, научный сотрудник ПУЛ «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ.
Денис Николаев сравнил пандемийные меры господдержки высшего образования в России и за рубежом, отметив, что большинство стран мира в прошлом году увеличили финансирование вузов: «Однако, что касается приема студентов, то тут все очень по-разному. Мы видим ситуацию в Литве, где прием 2020 года был по сути провален: почти треть от приема прошлого года не случилась. И мы видим ситуацию в Румынии, где вместе со значительными дополнительными вложениями в систему высшего образования, происходит более чем 10% прирост приема в течение 2020 года. Это результат определенных госполитик [в области высшего образования] в этих странах».
После слушатели смогли задать спикерам свои вопросы. В частности, Ирина Абанкина ответила на вопрос: «Каким образом регулятор (в широком смысле) может реагировать на диспропорции, неоднородность, вымывание талантливых абитуриентов в Москву?». По мнению профессора Института образования НИУ ВШЭ, для этого государству нужно поддерживать спрос на высшее образование у населения.
Ирина Абанкина, главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ, профессор
Поддержки заслуживает также спрос и мотивация на получение качественного высшего образования. Любая дифференцированная поддержка самих семей могла бы способствовать достижению этих целей. Она могла бы быть связана и со школьной подготовкой, и с возможностью получать то образование, которое в дальнейшем способствует развитию и экономики, и самого человека.