• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Вышки зададут стандарт искусственному интеллекту

Эксперты Вышки зададут стандарт искусственному интеллекту

© iStock

Высшая школа экономики по заказу Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии разработает российские стандарты создания и применения искусственного интеллекта (ИИ) в сетях связи, системах аналитики, нейронных сетях, системах госуслуг, для контроля оборота алкоголя и в других сферах. Об этом проекте и о том, зачем и как нужно стандартизировать ИИ, новостной службе портала рассказал директор по научным проектам НИУ ВШЭ, председатель национального технического комитета по стандартизации ТК164 «Искусственный интеллект» Сергей Гарбук.

Стандарты необходимы для создания благоприятных нормативных возможностей внедрения технологий искусственного интеллекта в различные отрасли экономики и социальной сферы. Дело в том, что в настоящее время отсутствуют единые, признанные профессиональным сообществом и государственными регуляторами правила подтверждения функциональной надежности и безопасности прикладных интеллектуальных систем. Отсутствие таких правил делает невозможным применение систем ИИ в наиболее ответственных задачах, ошибки решения которых могут привести к опасным последствиям: на транспорте, в медицине, образовании, в системах безопасности и других. Система стандартов в области искусственного интеллекта как раз и направлена, прежде всего, на формирование таких единых принципов оценки соответствия систем ИИ установленным требованиям, выполнение которых обеспечивало бы гарантии качества прикладных интеллектуальных систем.

Сергей Гарбук

Государству стандарты нужны для того, чтобы защитить потребителя систем ИИ, предоставляя ему гарантии качества, надежности и безопасности этих систем. Добросовестным разработчикам стандартизация в области искусственного интеллекта необходима для обеспечения единства измерений в этой сфере, благодаря чему появится, например, возможность объективного сопоставления прикладных систем ИИ, созданных разными разработчиками. Такая возможность обеспечит прозрачность конкурентной среды и безусловно будет способствовать развитию отрасли искусственного интеллекта в целом.

Стоит подчеркнуть, что технологии ИИ бурно развиваются. Большие перспективы открываются, в том числе, в связи с использованием интеллектуальных технологий в образовательном процессе. Но такое использование возможно лишь при одном условии: если будут обеспечены гарантии того, что качество образования при этом, как минимум, не снизится. Получение таких гарантий предполагает создание системы оценки соответствия интеллектуальных технологий предъявляемым требованиям. При этом как сами типовые требования к технологиям ИИ, так и способы оценки соответствия этим требованиям должны быть едиными для всех, то есть унифицированными, одобренными профессиональным сообществом, и закреплены в соответствующих стандартах.

Таким образом, отсутствие стандартов ИИ не позволяет использовать эти технологии во многих важных прикладных областях, включая образование, то есть там, где требуются определенные гарантии качества работы интеллектуальных систем. В данном случае можно говорить о наличии серьёзного нормативно-технического барьера, препятствующего эффективному созданию и применению систем искусственного интеллекта.

Стандарты ИИ уже несколько лет активно разрабатываются в разных странах и на международном уровне. Например, национальный план разработки стандартов искусственного интеллекта в США был принят в августе 2019 года. Работа над международными стандартами ведется с начала 2018 года, когда был создан соответствующий подкомитет SC42 Artificial Intelligence Объединенного технического комитета по стандартизации JTC1 Information Technologies. В настоящее время в разработке находится более 20 международных стандартов, и Высшая школа экономики принимает активное участие в этой работе.

В России Перспективный план разработки стандартов искусственного интеллекта на 2021-2024 годы был принят в конце 2020 года. В перечень работ Высшей школы экономики войдет разработка национальных стандартов общего назначения, устанавливающих термины и определения в данной области, форматы представления данных и другие вопросы, решение которых обеспечит терминологическое единство и необходимый уровень совместимости интеллектуальных систем с существующей и перспективной информационной инфраструктурой. Также значительное внимание будет уделено стандартам, устанавливающим единые требования к испытанию систем ИИ, рассчитанных на решение различных прикладных задач. Особенностью таких стандартов является то, что в этих документах будут сформулированы требования к тестовым наборам данных (т.н. датасетам), на которых необходимо проводить испытание интеллектуальных систем для определения их безопасности и функциональности.

Часть стандартов будет разрабатываться путем гармонизации отечественных нормативных документов с соответствующими международными стандартами. Такие работы также запланированы в рамках данного комплексного проекта.

Принципиальным моментом нормативно-технического регулирования ИИ на данном этапе является то, что стандарты не устанавливают требований к способам создания интеллектуальных систем. Унификации подлежат лишь принципы их испытаний, измерения функциональных характеристик и характеристик безопасности. При этом стандарты никак не ограничивают исследователей и разработчиков в выборе принципов создания и функционирования систем.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.