• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Вышки разобрались, кто должен нести ответственность за действия искусственного интеллекта

Эксперты Вышки разобрались, кто должен нести ответственность за действия искусственного интеллекта

© iStock

Искусственный интеллект (ИИ) вскоре может стать участником принятия юридически значимых решений, система ИИ фактически будет наделена властью, считают эксперты Института права цифровой среды НИУ ВШЭ. Поэтому должен быть решен вопрос о порядке ответственности в случае «автоматизированного принятия решения». О том, должны ли отвечать за действия системы ее разработчики и какие меры государство может принять для развития инвестпроектов в сфере ИИ, эксперты рассказали в специальном докладе.

В докладе «Правовые аспекты использования искусственного интеллекта: актуальные проблемы и возможные решения» отмечается, что уже в самое ближайшее время во всем мире будет наблюдаться процесс постепенного правового признания тех или иных «действий» системы искусственного интеллекта и их последствий, а также формализации этих действий. Быстрое развитие технологий искусственного интеллекта ставит вопрос о правовом статусе использования систем ИИ, обладающих разной степенью автономности: по некоторым прогнозам, к 2075 году мыслительные процессы роботов уже нельзя будет отличить от процессов мышления человека.

Эксперты подчеркивают, что «принятие юридически значимых решений может обладать характером властного воздействия, то есть, по сути, система ИИ фактически будет наделена властью, в этом случае должен быть определенно решен вопрос о порядке ответственности в случае такого автоматизированного принятия решения».

Расширение использования ИИ поднимает много проблем, одной из важнейших является достижение баланса между экономическими интересами и интересами общества, ставшая отражением глубокого конфликта выгоды и морали. В России этические проблемы развития и использования цифровых технологий в РФ не являются на данный момент действительно важной частью повестки не только государственных органов власти и коммерческих структур, но и общества в целом, подчеркивают авторы доклада.

Тем не менее, этой темой государству придется заниматься. При рассмотрении ответственности ИИ целесообразно говорить, в первую очередь, о деликтной ответственности, то есть меры ответственности должны быть установлены как реакция на вред, который ИИ может причинить или причиняет.

«В случае признания ИИ только объектом права, к чему пока что склоняются в мире, ответственность должна быть распределена по разным этапам жизненного цикла ИИ (этап разработки, этап эксплуатации, этап утилизации). При этом ответственность ИИ сводится не к карательно-воспитательным мерам, а к установлению действенного механизма управления рисками», — считают эксперты Вышки.

В свете возможного возложения ответственности на разработчиков необходимо хотя бы на начальных этапах предусмотреть сбалансированную систему иммунитетов для них, добавив обязательное страхование ответственности, а также регистрацию систем ИИ. В случае признания ИИ субъектом возможно установление режима совмещенной ответственности, когда субсидиарную ответственность могут нести и создатель ИИ, и его владелец или иной субъект, говорится в исследовании.

Эксперты Вышки также предложили способы устранения барьеров для инвестпроектов в сфере искусственного интеллекта и робототехники. В частности, речь идет о создании экспериментальных правовых режимов для разработки новых технологий специальных правовых режимов для привлечения инвестиций, предусматривающих налоговые льготы.

Читать доклад

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.