• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сбер и центры ИИ расширяют партнерство для разработки передовых решений

Сбер и центры ИИ расширяют партнерство для разработки передовых решений

© Высшая школа экономики

Сбер провел R&D-день (Research and Development) по результатам сотрудничества с исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта. Ученые из центров ИИ НИУ ВШЭ, Сколтеха, МФТИ и ИТМО представили исследования, полезные для развития экосистемы банка. На постерной сессии участники обсудили новые направления сотрудничества.

За 2021–2023 годы в интересах Сбербанка в трех центрах ИИ — НИУ ВШЭ, Сколтеха и МФТИ — выполнено 47 проектов, а также подготовлено 48 статей для журналов Q1 и конференций А*. В приветственном слове Максим Еременко, вице-президент ПАО «Сбербанк», отметил, что Сбер является крупнейшим индустриальным партнером центров искусственного интеллекта на базе НИУ ВШЭ, Сколтеха и МФТИ. «Спасибо исследовательским командам за увлеченность и яркие результаты, оцененные международным научным сообществом на конференциях уровня А и А*, — сказал Максим Еременко. — Также мы благодарим бизнес-блоки Сбербанка за четкие формулировки задач и умение слушать исследователей. Уже на данном этапе мы видим высокий прогнозируемый эффект от внедрения полученных результатов работы центров ИИ. Мы будем продолжать совместную работу с исследовательскими центрами с целью новых научных открытий и применения их для оптимизации банковских процессов».

Максим Еременко
© Высшая школа экономики

Ученые представили подразделениям Сбера результаты исследований, которые могут быть интересны экосистеме банка. Вячеслав Мещанинов, сотрудник Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник Центра глубинного обучения и байесовских методов ФКН НИУ ВШЭ, в докладе «Посмотрим в будущее: побьют ли диффузионные модели GPT-подобные в битве языкового моделирования?» рассказал о возможностях применения диффузионных моделей в различных сферах и отраслях, например для генерации текста и изображений.

Вячеслав Мещанинов отметил, что всем известные GPT-подобные модели уже несколько лет держат лидерство в области генерации последовательностей. «Однако у них есть несколько весомых недостатков, такие как большое время работы на инференсе, левосторонний контекст и механизм исправления ранее написанных слов, — подчеркнул исследователь. — В отличие от них, диффузионные модели генерируют весь текст целиком, постепенно его улучшая и заменяя неправильные слова на более подходящие к данному контексту. Также процесс генерации у диффузионных моделей может быть ускорен в сотни раз без потери качества. Диффузионные модели могут применяться для генерации последовательных данных разной природы. Мы выявили, что предлагаемый метод показывает хорошее качество на задаче генерации белков и значительно опережает другие методы».

Вячеслав Мещанинов
© Высшая школа экономики

Сбер активно внедряет решения, разработанные в рамках сотрудничества с центрами ИИ. На встрече были отмечены лучшие реализованные проекты, многие из которых уже работают в экосистеме банка. Среди лучших — проекты Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ. Эти проекты охватывают различные области — от выявления мошеннических операций до риск-анализа.

«Работая с таким ключевым партнером, как Сбер, мы не только изучаем опыт компании и разбираем актуальные статьи, но и совместно создаем SOTA-подходы, — говорит Петр Паршаков, заведующий Международной лабораторией экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ в Перми. — В свою очередь, сотрудничество индустрии и науки оказывается выгодно обеим сторонам: Сбер получает уникальные решения для своих задач, а наша команда смотрит на прикладные задачи глазами ученых и развивает свои компетенции в ML и NLP».

Ряд проектов Центра ИИ выполняется сотрудниками Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ, обратила внимание заместитель директора этого центра Марина Клубова. «Это подразделение развивает систему интеллектуального анализа больших данных iFORA и обеспечивает их непрерывный сбор, обработку и хранение, — рассказала она. — Представители команды iFORA рассказали о результатах проектов для Сбера и других своих разработках, включая обучение моделей суммаризации текстов и автоматизации сбора информации (извлечение из текстов утверждений и их классификация), мультиязычную модель для выявления и оценки научно-технологических трендов, определение перспективных технологий и рынков, репутационный анализ компаний и продуктов, разработку интерактивных веб-интерфейсов для семантического поиска, анализа и визуализации данных».

На постерной сессии участники ознакомились с компетенциями исследовательских центров. Ученые НИУ ВШЭ представили свои исследования в области биоинформатики, ESG (экология, социальное развитие и корпоративное управление), глубинного обучения и генеративных моделей, больших языковых моделей и обучения с подкреплением.

 “Z-flipon variants reveal the many roles of Z-DNA and Z-RNA in health and disease” (Дмитрий Коновалов)

 «Исследователи Центра ИИ ВШЭ реализовали с 2022 по 2023 год более 20 проектов в интересах Сбера. По оценкам заказчиков, они принесли эффекты: снижение операционных расходов на риск-анализ, сокращение time-to-market адаптации больших языковых моделей, прирост откликов клиентов, повышение качества продуктов речевой аналитики и собственных систем видеосвязи и др. Сейчас совместно со Сбером мы активно формируем портфель проектов на 2024 год». «Библиотека программных и аналитических средств (фреймворка), направленных на предсказание расположения геномных функциональных элементов методами глубинного обучения на основе омиксных данных молекулярной биологии» (Артем Войтецкий)

 «Разработка алгоритмов для предсказания формы белков с заданной функцией» (Кирилл Алексеев)

 “Cardiogenetics: from research to diagnostic panel + Progrnostic systems for cardiopatients” (Герман Ашниев)

 «Суммаризация полилогов для формирования мемо-совещаний и встреч» (Михаил Захаров, Константин Вишневский, Марина Клубова)

 «Методы работы со словарями языковых моделей (трансфер, полисемия, семантически ориентированная токенизация)» (Елизавета Жемчужина)

 «Применение обучения с подкреплением в решении задач для рекомендательных систем» (Илья Левин, Сергей Самсонов, Евгений Фролов)

 «Библиотека деперсонализации данных» и «Использование генеративных моделей для поиска аномалий» (Денис Деркач, Михаил Гущин)

 «Природно-климатические риски. Оценка, стратегии и практики адаптации / Геоданные и геоаналитика для банковского сектора» (Татьяна Анискина, Николай Куричев, Александр Шелудков, Роберт Сандлерский)

 «Диагностика синдрома эмоционального выгорания сотрудников на основе анализа рабочих коммуникаций с помощью языковых моделей» (Петр Паршаков, София Паклина)

 “Application of Diffusion Models for Conditional Text Generation” (Вячеслав Мещанинов)

 “Cell death pathways in tumor microenvironment based on analysis of sCell RNA-seq data” (Анастасия Михайлова, Артем Бурцев)

“Combined machine-learning model for prediction of delayed major adverse cardiac events based on clinical, imaging and biomarker data for patients with myocardial infarction” (Александр Кирдеев)

«Представленные на мероприятии работы факультета географии и геоинформационных технологий и Международной лаборатории ландшафтной экологии были в основном посвящены применению ИИ для прогноза возможностей адаптации природно-социальных систем к климатическим изменениям. Сбер объединил на своей площадке действительно впечатляющее количество направлений использования ИИ, в том числе те, о которых еще недавно трудно было бы даже подумать. Общение с коллегами-исследователями и практиками в предложенном формате было весьма полезным с точки зрения обмена опытом и идеями».

Алексей Масютин, руководитель Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ

«Исследователи Центра ИИ ВШЭ реализовали с 2022 по 2023 год более 20 проектов в интересах Сбера. По оценкам заказчиков, они принесли эффекты: снижение операционных расходов на риск-анализ, сокращение time-to-market адаптации больших языковых моделей, прирост откликов клиентов, повышение качества продуктов речевой аналитики и собственных систем видеосвязи и др. Сейчас совместно со Сбером мы активно формируем портфель проектов на 2024 год».

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.