«Подобно электричеству, ИИ может принести невероятную пользу»
Разработки в сфере искусственного интеллекта постепенно занимают ведущее место во всем мире. ИИ может принести невероятную пользу мировой экономике и благосостоянию, но порождает новые вызовы. Об этом в своем докладе рассказал профессор Университета Флориды, научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур нижегородской Вышки Панос Пардалос.
Панос Пардалос представил доклад «Искусственный интеллект для экономики и финансов». Модерировал мероприятие директор МЦАВР Фуад Алескеров. Профессор сравнил изобретение искусственного интеллекта с изобретением электричества.
Панос Пардалос
«Технологии помогают нам расширить наши возможности, наши границы, позволяют преодолеть наши биологические ограничения. В последние годы мы очень много говорим о машинном интерфейсе дополненной реальности, и искусственный интеллект выполняет когнитивные действия, подобные человеческим, — обучение, понимание, рассуждение и взаимодействие. Поэтому я считаю, что лучше это называть добавленным или дополненным интеллектом. Это новое поле, инструмент, который, нравится нам это или не нравится, оказывает на нас такое же влияние, как электричество, когда оно было открыто. Подобно электричеству, которое изменило всю нашу жизнь, ИИ может принести невероятную пользу мировой экономике и благосостоянию. Однако также существуют опасения, что ИИ, как и любая другая технология, может создать новые вызовы и усугубить существующие проблемы», — заявил спикер.
Он рассказал, что сейчас к искусственному интеллекту относятся как к национальному приоритету. США, Канада, Китай, Франция и другие страны приняли национальные стратегии в сфере ИИ. Власти понимают, что успешное внедрение ИИ в различных областях будет стимулировать экономику и подарит государству широкую сферу влияния.
На сегодняшний день большинство заявок на патенты, связанные с ИИ, во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) подано в США и Китае. Китай готов занять лидирующие позиции в области исследований и использования ИИ: власти страны уже инвестировали в эту область миллиарды долларов и утвердили национальный план по доминированию ИИ. Еще в 2017 году Китай представил свой план развития искусственного интеллекта (AIDP), призванный к 2030 году превратить страну в мировую сверхдержаву, которая превзойдет конкурентов и станет «ведущим мировым инновационным центром в области искусственного интеллекта».
Достижения в области машинного обучения, науки о данных и других областях стремительно развиваются и демонстрируют огромный потенциал, подчеркнул Панос Пардалос. Впечатляющий успех этих областей отчасти объясняется их сложной математической основой (например, методами оптимизации и инструментами исследования операций), хотя этот важный аспект часто недооценивается.
Панос Пардалос рассказал, что в настоящее время ведется активная работа над подходами, основанными на ИИ, для приложений в сельском хозяйстве, производстве, финансах. Так, проводятся исследования, посвященные методам внедрения нейронных сетей для обнаружения семантических изменений в годовых отчетах компаний, влиянию изменений на будущую доходность компании.
Кроме того, изучаются возможности машинного обучения для прогнозирования банкротства на фондовом рынке. После финансового кризиса 2007–2008 годов приоритетной задачей для большинства финансовых учреждений и научных кругов стало прогнозирование корпоративного банкротства.
Нейронным сетям следует отдать предпочтение среди всех моделей машинного обучения для прогнозирования банкротства, убежден Панос Пардалос. Однако обучение и проектирование нейросети обычно сложно и требует большого времени вычислений, более высоких затрат и большего количества экспериментов по сравнению с другими моделями.
С точки зрения экономики очень многие люди настроены к ИИ оптимистично, но вместе с тем существуют довольно серьезные риски, полагает спикер.
«Технологии очень сильно меняют жизнь, и нужно быть внимательным, потому что каждый новый инструмент может быть использован правильно, а могут быть злоупотребления, то есть может быть применение во благо, а может быть применение во вред. Любая вещь может быть использована как оружие, а это оружие как бы само будет принимать решение, в кого стрелять. Эти риски недооцениваются, не следует упрощать ответы на такие вопросы», — пояснил он свою мысль.
Развитие технологий должно происходить параллельно с развитием людей. Пока же много неясности относительно того, какими будут последствия применения такого инструмента, как искусственный интеллект.
Вам также может быть интересно:
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.