Эксперты ВШЭ рассказали слушателям Таврической духовной семинарии об ИИ-технологиях
Делегация Вышки в июне побывала с визитом в Таврической духовной семинарии Симферопольской и Крымской епархии. Стороны обсудили развитие партнерских проектов и совместных инициатив, в частности студенческие экспедиции в рамках проекта «Открываем Россию заново». Кроме того, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук ВШЭ Алексей Масютин прочел лекцию об ИИ-технологиях.
Соглашение о сотрудничестве Высшей школы экономики и Таврической духовной семинарии было подписано в начале этого года ректором Вышки Никитой Анисимовым и митрополитом Симферопольским и Крымским Тихоном.
Алексей Масютин выступил перед семинаристами с лекцией «Внедрение ИИ: ограничение или помощь для человека». Он подчеркнул, что существует много мифов вокруг того, на что способен ИИ, обладают ли современные алгоритмы «сознанием» и так далее. На самом деле специалисты в сфере ИИ занимаются математическими методами для выявления закономерностей в данных. По мере роста вычислительных мощностей сложность формул для выявления закономерностей неизменно растет. И основным результатом этого стали так называемые большие языковые модели.
Алексей отметил, что технологии искусственного интеллекта — это всего лишь инструмент, увеличивающий возможности человека, и пока ни одна технология ИИ не позволяет машине самой ставить себе цели. ИИ — это алгоритм, и он действует в рамках целеполагания и тех доступных действий, которые заложил разработчик этого алгоритма. Это может быть генерация следующего предложения, распознание лица на фото или совершение сделки на финансовом рынке.
При этом необходимо помнить, что общая математическая модель может ошибаться при рекомендации решений и данный риск должен контролироваться как на этапе сбора данных для обучения моделей, так и в процессе обучения и применения.
Алексей Масютин рассказал, что в России особое внимание уделяется кодексу этики ИИ, который разработан Альянсом в сфере ИИ. К нему, в частности, присоединилась Высшая школа экономики, так как в университете проводятся разработки собственных библиотек и алгоритмов искусственного интеллекта.
В ходе недавнего визита делегации ВШЭ в Крым стороны обсудили несколько совместных проектов. Среди них организация проектных и исследовательских экспедиций «Открываем Россию заново» в Крым, в частности на базе историко-археологического центра «Херсонес Таврический».
Кроме того, это научное сопровождение исследовательской деятельности семинаристов со стороны экспертов НИУ ВШЭ, вовлечение семинаристов в научно-исследовательские проекты, в том числе на базе ПУЛ «Молодежная политика» и других научных и экспертных центров НИУ ВШЭ.
Екатерина Албегова, директор по развитию партнерств и специальных проектов НИУ ВШЭ
В рамках визита мы с делегацией Таврической духовной семинарии дополнительно обсудили перспективы совместной работы по реализации проектов, направленных на развитие молодежи и на укрепление межконфессионального диалога и гармоничных взаимоотношений между различными социальными группами, включая совместные мероприятия, обмен опытом, экспертную и методическую поддержку проектов со стороны Высшей школы экономики. Уверена, что сотрудничество НИУ ВШЭ и Таврической духовной семинарии — это важный шаг для создания пространства диалога, взаимного уважения и новых возможностей для развития молодежи, ее духовного и интеллектуального роста.
Вам также может быть интересно:
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.