• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем студент не желудь?

Нужно ли доучивать и переучивать молодых специалистов на первом месте работы? Если да, то как? Довольны ли компании своими «студентами»? В рамках Молодежного форума «Профессиональный рост» в ГУ-ВШЭ прошел круглый стол «Трудоустройство молодых специалистов. Мнение работодателей».

Цель круглого стола, организованного Центром развития карьеры ГУ-ВШЭ совместно с Учебно-кадровым центром «Профессиональный рост», была поставлена весьма абстрактная: «способствовать налаживанию эффективного взаимодействия вузовских служб содействия трудоустройству выпускников и компаний-работодателей, активно привлекающих на работу студентов и молодых специалистов». В данном конкретном случае, это означало предоставить слово работодателям, чтобы они рассказали о проблемах, с которыми сталкиваются компании при найме выпускников и студентов, об опыте решения этих проблем и о том, какими могут быть новые пути в такого рода работе.

Сегодня, говоря о трудоустройстве выпускников, все чаще употребляют английское словосочетание «graduate recruitment» (практика крупных компаний, предоставляющих определенное количество рабочих мест выпускникам высших учебных заведений). Общеизвестно, что в подобных случаях выпускники сталкиваются с рядом проблем: несоответствие практических и теоретических знаний, отсутствие опыта, непонимание структуры и особенностей взаимодействия подразделений компании и прочим. Выходом для большинства компаний служит взаимодействие с вузами или собственные образовательные программы. Понятие «graduate recruitment» сегодня включает в себя немалый блок активностей, поскольку многие считают, что такие долгосрочные инвестиции в конечном счете приносят больше прибыли, чем наем уже давно «вращающихся» на рынке труда кадров.

Доклад Елены Емеленко (HeadHunter) был посвящен статистической стороне вопроса. Довольны ли компании своими «студентами»? Мнения работодателей по этому вопросу делятся поровну. Готовы ли студенты стажироваться бесплатно? Для 39 процентов молодых специалистов первая работа — это возможность самореализации и достижения успеха, и только для 14 процентов —  деньги. В 84 процентах компаний считают, что молодых специалистов нужно доучивать и переучивать. Образовательные программы, по данным Емеленко, есть у 50 процентов компаний. Правда ли, что зарплатные ожидания студентов завышены? Согласно статистике HeadHunter, зарплата, ожидаемая выпускниками и предлагаемая им компаниями, в этом году практически совпадает. Более того, максимальная зарплата, на которую надеются выпускники, даже меньше той, которую готов предложить работодатель.

Кирилл Михайлов (представитель L'Oreal) в качестве основных проблем молодых специалистов выделил плохой уровень владения иностранным языком и отсутствие реального понимания специфики будущей работы. Кроме того, по мнению Михайлова, большинство центров карьеры вузов не соответствуют ожиданиям работодателей и мало чем могут им помочь. В частности, это касается вопроса профориентации студентов, которая в большинстве вузов находится не на должном уровне. Также для большинства вузовских карьерных центров характерен низкий технологический уровень взаимодействия — сайты работают плохо, техническое обеспечение проводимых мероприятий тоже далеко от идеала.

Людмила Волкова из AB InBev, выступая на круглом столе, ратовала за долгосрочное сотрудничество с вузами на основе следующих принципов: взаимное уважение, последовательность действий, профессиональный и ответственный подход, вклад в развитие всех участников сотрудничества, неформальность. Таким образом, на ее взгляд, достигается реальное сотрудничество, а не «спонсорство», когда компания платит за проведение мероприятия значительно больше, чем получает взамен.

Представитель СТАР Трэвел Мария Сахинова рассказала о популярной сегодня программе Work&Travel — программе международных студенческих обменов, по которой студенты из разных стран (в том числе более 30 тысяч российских студентов) каждое лето приезжают в США для сезонного трудоустройства и изучения языка. Сахинова привела примеры, когда работодатели в поисках молодых специалистов обращаются к ним, а не в вузы. И чтобы не создавать такой разрыв в отношениях между вузом и работодателями, СТАР Трэвел предлагает вузам сотрудничество в совместном использовании баз данных студентов для содействия их трудоустройству.

О том, каким образом можно преодолевать проблемы, возникающие при найме вчерашних студентов, рассказали Ирина Потова (КПМГ), а также Ольга Лескина и Анастасия Мишутина (Ernst&Young). Обе компании не только имеют свои образовательные программы, но и напрямую работают с вузами. Первая, к примеру, участвует в разработке и преподавании в Высшей школе экономики нескольких учебных курсов, а вторая открыла в ГУ-ВШЭ собственную успешную базовую кафедру. Представители компаний поделились своим опытом тесного взаимодействия с вузом, которое позволяет построить «мост» между теоретическими знаниями студентов и их будущей практической деятельностью.

Представитель компании ОАО СК «РОСНО» Елена Семенова изложила идею и методологию оценки потенциала выпускников. Исходя из идеи (Future Potential), то есть набора молодых специалистов с целью раскрытия их потенциала в будущем, в компании РОСНО молодые специалисты проходят через ряд тестирований и собеседований, которые позволяют HR-менеджерам компании выявлять лучших из них. В связи с этим Елена Семенова вспомнила о так называемом «принципе желудя» психолога Джима Кэткарта, когда соискатели рассматриваются не как глина, из которой можно вылепить что угодно, а в качестве «семян», которые в них скрыты.

Завершая круглый стол, представитель компании Procter&Gamble Яна Аврамович, что называется, особо остановилась на взаимодействии с центрами карьеры вузов при помощи Интернета, пояснив, что добротный портал, возможность рассылок и студенческие форумы — это на сегодня необходимые условия для нормальной коммуникации. Собственно, еще и по этой причине многие компании предпочитают иметь дело с подразделениями Вышки — например, сайт того же Центра развития карьеры ГУ-ВШЭ в конкурсе, проведенном Правительством Москвы в этом году, занял первое место среди вузовских центров развития карьеры столицы.

Следует добавить, что Молодежный форум «Профессиональный рост в Высшей школе экономики», в рамках которого прошел круглый стол, собрал в этом году более 25 компаний, в том числе Сбербанк, Лукойл, Тройка Диалог, Билайн, PricewaterhouseCoopers. Солидный выбор компаний привлек на форум более 1400 студентов, среди которых около 40 процентов составили студенты ГУ-ВШЭ. Посетители получили возможность пообщаться с представителями работодателей, подать свои резюме на предлагаемые вакансии и посетить различные тренинги, деловые игры и мастер-классы. Самым интересным мастер-классом (оценивая по посещаемости студентами) стала встреча с российским экспертом тайм-менеджмента Глебом Архангельским. Собрав целый Большой зал Культурного центра ГУ-ВШЭ, он рассказал о том, как можно эффективно организовать свое время и нацелиться на реализацию главных целей, не распыляясь на второстепенные.

Следующая крупная ярмарка вакансий «Профессиональный рост» ожидает студентов и выпускников весной 2010 года - следите за новостями на сайте Центра развития карьеры.

Екатерина Яковенко
Фото автора

Вам также может быть интересно:

«Помочь студентам найти себя и свое призвание»: в Вышке прошел фестиваль карьеры в строительной индустрии

12 октября в НИУ ВШЭ на Покровке прошел ежегодный фестиваль карьеры СТРОЙ.ФЕСТ, организованный ДОМ.РФ совместно с Центром развития карьеры НИУ ВШЭ. В фокусе внимания — карьера в экологичном городе и строительстве. Студенты смогли ближе познакомиться с различными компаниями, принять участие в мастер-классах, узнать об актуальных стажировках и получить памятные призы, а также карьерные советы от работодателей.

Стажировки, квизы, лимонад: в Вышке состоялся Карьерный марафон

17 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре прошел весенний Карьерный марафон от Центра развития карьеры НИУ ВШЭ. Информационные стенды, а также подарки и сюрпризы для студентов подготовили 35 компаний, и среди них финансовые институты, IT-интеграторы, банки, консалтинговые фирмы и др.

Больше тысячи студентов питерской Вышки встретились с партнерами университета на HSE Career Day

В середине ноября в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург провели HSE Career Day. В мероприятии приняли участие более 1000 студентов и 26 компаний-партнеров, которые презентовали свои карьерные возможности и разыграли мерч. Встречу бизнеса и образования организовали студенты вместе с Центром развития карьеры.

Открытые новому и аккуратные сотрудники получают зарплату на 8% выше

Исследователи факультета экономических наук ВШЭ выяснили, что ответственные люди с меньшей вероятностью оказываются без работы, а если ответственность сочетается с открытостью и эмоциональной устойчивостью, то и вовсе могут рассчитывать на бóльшую зарплату. Исследование опубликовано в журнале Higher Education in Russia and Beyond.

Исследователи ВШЭ выявили профессиональные траектории 25-летних

Ученые из Института образования ВШЭ определили типичные образовательные и карьерные траектории высокообразованной молодежи. Они выявили и описали девять маршрутов 25-летних. Выяснилось, что 30% бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70% просто выходят на рынок труда. Полная версия работы опубликована в серии докладов Института образования НИУ ВШЭ.

Ограниченные возможности: как обеспечить работой людей с инвалидностью

Из почти 12 млн россиян, имеющих инвалидность, официально трудоустроены менее 14%. Найти достойную работу и получить качественное образование людям с ограниченными возможностями очень сложно. Многочисленные программы господдержки пока не смогли полностью изменить дискриминационное отношение к ним. Об этом эксперты говорили на международном онлайн-семинаре, который прошел в ВШЭ. На мероприятии было также представлено исследование Всемирного банка «Анализ барьеров и возможностей для участия людей с инвалидностью на рынке труда в РФ».

Вышка оценила вклад Coca-Cola в развитие России

Coca-Cola инвестировала в экономику России свыше $6 миллиардов. Такие данные приводятся в новом исследовании Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ.

В Москве запущен профориентационный проект «Высшая школа карьеры»

30 января в парке «Зарядье» состоялся запуск проекта «Высшая школа карьеры», который направлен на помощь родителям и детям в вопросах профориентации. Среди спикеров – руководители образовательных организаций, специалисты медиасферы, представители ведущих компаний.

1%

безработных, нашедших новую работу в 2014 году, трудоустроились с помощью государственной службы занятости.

28%

россиян обрадовались бы желанию дочери стать программистом. Аналогичной карьере для сына были бы рады 40% наших соотечественников.