Проблемы школы в России и США можно решать схожими методами
В Институте образования ВШЭ на традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» выступила профессор педагогики Стэнфордского университета Сюзанна Лоеб. Ее доклад был посвящен оценке и повышению эффективности работы учителя.
Работа в неблагополучных школах должна стать престижной
В российском и американском образовании много общих проблем, считает Сюзанна Лоеб. Одна из них связана с доступностью качественного образования. И в России, и в США есть школы, где учатся слабо мотивированные и не имеющие возможности даже выполнять домашние задания дети. В своих работах Сюзанна Лоеб показывает, как можно обеспечить приемлемое качество образования в таких учебных заведениях.
Вместе с коллегами из Стэнфорда она провела ряд исследований, посвященных педагогическим кадрам школ. Оказалось, что чем выше результаты школы в целом, тем устойчивее там педагогический коллектив. А в школах, где дети плохо учатся и хулиганят, педагоги и директора постоянно меняются: лучшие переходят в благополучные школы, а остальные уходят из профессии. Это осложняет работу по улучшению результатов: долгосрочное планирование невозможно при постоянной смене кадров.
Исследователи предложили увеличить финансирование школ, работающих с проблемными детьми, в расчете на то, что в эти школы придут молодые перспективные учителя. Но для них в школах должна быть создана система профессиональной поддержки, они должны иметь возможность консультироваться со старшими коллегами и делиться опытом друг с другом. Кроме того, нужно менять ценностные установки педагогического сообщества — работа в неблагополучной школе должна стать престижной. Эти методы, по мнению Сюзанны Лоеб, можно использовать и в России.
Как оценить качество работы учителя?
Другая тема, актуальная сейчас и для России, и для США, связана с оценкой качества труда учителей. Ей посвящено исследование, результаты которого Сюзанна Лоеб представила на семинаре Института образования ВШЭ.
Исследователи предложили два дополняющих друг друга способа оценки качества работы учителя.
Первый связан с оценкой динамики успеваемости школьника. Были проанализированы оценки каждого ученика в ряде школ (в США органы управления образованием имеют доступ ко всей информации об успеваемости), затем с помощью математических методов был сделан прогноз динамики результатов к концу учебного года. Реальные результаты были сопоставлены с прогнозными, что послужило основанием для выводов о качестве работы учителя. Если реальная оценка выше прогнозной, учитель поработал хорошо. Понятно, что этот метод нельзя назвать абсолютно точным (оценки не всегда свидетельствуют о приросте знаний), но его можно использовать наряду с другими, считает Сюзанна Лоеб.
Второй способ — это попытка оценить, удается ли педагогу сформировать у своих учеников базу для усвоения знаний в последующие годы обучения.
Усвоение школьного материала во многом зависит от того, какие знания у ученика уже есть, хорошо ли он учился в предыдущих классах. Был придуман метод (очень сложный, затратный и, по мнению самих исследователей, еще нуждающийся в доработке), позволяющий рассчитать, удалось ли учителю сформировать у ребенка базу для освоения новых знаний. Для этого исследователи анализировали учебные программы, опрашивали учителей, проводили сложные расчеты.
Учителя-«зануды» более эффективны
В своей работе учителя используют разные методы. В одном из исследований Сюзанна Лоеб проанализировала эти методы и соотнесла их с результатами учеников.
Оказалось, что харизматичные, яркие, популярные педагоги очень здорово увлекают учеников на первых порах, заинтересовывают их своей дисциплиной. У них, как правило, улучшения сразу видны — оценки детей улучшаются в течение года. Однако учителя не столь яркие, даже «нудные» нередко лучше помогают учащимся сформировать хорошую основу для освоения программы. Так что, по мнению Сюзанны Лоеб, школе нужны разные педагоги, и для измерения качества их труда нужны разные способы. Учительская работа очень многогранна, и оценивать ее нужно с разных сторон.
Хорошие директора школ везде одинаковы
Исследования Сюзанны Лоеб, посвященные директорам школ, свидетельствуют о том, что хорошие директора всегда и везде одинаковы.
В США работа директора школы связана с огромным количеством рутины — ему приходится постоянно общаться с родителями, с органами управления образованием, с учителями, заполнять массу документов. В этой ситуации хороший директор отличается от плохого тем, что способен ставить перед своей школой стратегические цели и добиваться их, несмотря на то, что рутина его постоянно отвлекает.
Другое важное качество хорошего директора состоит в том, что он всегда следит за работой своих учителей, помогает им справиться с недостатками и хвалит за достижения. Нередко это даже важнее, чем много им платить.
По мнению Сюзанны Лоеб, эти особенности хороших директоров школ характерны для любой страны, в том числе для России.
Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Первым учителям — партнерам НИУ ВШЭ вручены сертификаты факультета социальных наук
В конце января 2022 года Высшая школа экономики запустила проект «Учитель — партнер факультета НИУ ВШЭ», реализуемый в рамках Программы развития ВШЭ до 2030 года. А 14 и 18 июля состоялись встречи с учителями, прошедшими первый отбор для участия в проекте, на которых обсудили их достижения и дальнейшие планы.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.