Реформация в Варшавском университете
Стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ Павел Соколов рассказывает об участии в первом заседании Комитета по изучению Реформации в Центральной и Восточной Европе, в состав которого вошли ученые из многих стран Европы и Америки. Встреча прошла в Варшавском университете.
Стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ Павел Соколов |
— Первый вопрос, вполне естественно, о том, в рамках какой программы или какого проекта вы приняли участие в работе конференции?
— Моя поездка в Варшаву — это продолжение многолетнего уже сотрудничества ИГИТИ и Института междисциплинарных исследований «Artes Liberales» Варшавского университета. На этом первом заседании Комитета по изучению Реформации я был полномочным представителем ИГИТИ.
— С какой темой вы выступали в Варшаве?
— В мае на конференции по теме проекта «Стратегии и средства аргументации в интеллектуальной культуре Западной Европы до начала Нового времени» выступал председатель Комитета по изучению Реформации — варшавский профессор Петр Вильчек. Его заинтересовало мое сообщение о Джоне Уиклифе — это оксфордский логик и библейский экзегет XIV века, которого многие протестантские авторы относят к числу своих прямых предшественников, называя «утренней звездой» реформационного движения, — и он, Петр Вильчек, пригласил меня на учредительное заседание, включив при этом в состав Комитета. Большая честь для меня.
— Можете ли вы сравнить перспективы гуманитарных, тем более историко-научных, исследований в Варшавском университете и здесь, в Вышке: ведь одно дело «классический» европейский университет, где среди ведущих направлений деятельности всегда были классические штудии, а другое дело — вуз изначально экономический, в котором исторический факультет создан несколько дней назад.
— Если говорить о различиях между нами, они, скорее — в стиле работы. И в этом мы, по-видимому, друг друга успешно дополняем. «Экономическая» природа Вышки — ультрасовременная, новаторская, предполагающая быстрый темп работы, решение важнейших теоретических и практических проблем в крайне сжатые сроки, — налагает отпечаток и на стиль гуманитарных штудий, которые осуществляются нами в стенах Варшавского университета. Характерный для нас темп работы, возможно, иногда идет в ущерб источниковедческой точности, но зато он позволяет, поднимаясь над горами изученного с огромной скоростью материала, более эффективно делать обобщения теоретического характера. Тем более что нам все время приходится объяснять в Вышке, что же мы такое делаем, представителям других специальностей — гуманитарных и не очень. И мы должны уметь говорить с ними на таком языке, чтобы наши задачи были им понятны, а главное — чтобы им была понятна научная сложность и важность этих задач. Такого рода теоретической работы, например, мне не хватало в моей alma mater, в МГУ, при всех его неоспоримых достоинствах. В МГУ вы едва ли задали бы вопрос о том, каковы перспективы исторических штудий — как раз потому, что все давно привыкли, что там есть исторический факультет, и никому не приходит в голову спрашивать у тамошних историков, зачем этот факультет в университете и как они для себя объясняют необходимость их собственной исследовательской и преподавательской работы. Кстати, в ИГИТИ сейчас начинается еще один проект — он посвящен «классическому» университету и его современному состоянию. Недавно состоялся круглый стол, на котором обсуждались возможные направления проектной деятельности.
— Если от общегуманитарной теории перейти к практике международных отношений: удалось ли вам договориться с польскими коллегами о чем-либо конкретном?
— Во-первых, мы распространим проект о полемических стратегиях и средствах аргументации на «польский» материал: предреформационные и реформационные времена в Польше, да и вообще в славянских странах — неисчерпаемый источник интереснейших исследовательских находок. Сколько у них в XVI–XVII веках было ересей, сколько сект! И как все друг с другом спорили! А ведь полемики той эпохи до сих пор определяют идеологический и интеллектуальный облик Восточной и Центральной Европы. Достаточно вспомнить о трагической судьбе Греко-Католической Церкви на Украине и ее роли уже и в современных российско-украинских отношениях.
Во-вторых, мы договорились провести ряд совместных исследований, посвященных «присвоению» протестантской культурой авторитетных имен раннехристианской эпохи и античности. Скажем, Аврелий Августин для католиков — важнейший из учителей Церкви. Но ведь для протестантов Августин тоже весьма значим. Вопрос в том, чем отличается Августин католиков от Августина протестантов.
А еще мы собираемся провести цикл исследований, которые позволят нам лучше понять, как в православных странах — в России и в Греции — в разные эпохи смотрели на Реформацию. В связи с этим вспоминается забавный факт: еще в середине XVI века один немец привез к патриарху Константинопольскому Иеремии II греческий перевод Аугсбургского исповедания (это «символ веры» лютеранских князей Германии, составленный в 1555 году, выполненный самим Меланхтоном, одним из «отцов» Реформации и другом Лютера). Меланхтон надеялся найти в константинопольском патриархе союзника в борьбе против притязаний Римской Церкви. Однако патриарх был мудрым политиком и не хотел ссориться ни с католиками, ни с протестантами. Он несколько месяцев избегал встречи с эмиссаром Меланхтона, а затем, когда уклоняться от свидания стало уже неприлично, заявил основательно измотанному ожиданием немцу, что грамоту, где содержался перевод, попросту потерял. Вот такой диалог между Востоком и Западом.
— Теперь давайте обратимся к вашей «истории» в ИГИТИ. Как давно вы работаете в этом институте Вышки?
— Я работаю в нем уже больше года. За это время мы с Юлией Ивановой, старшим научным сотрудником ИГИТИ, которая руководит «древническим» направлением штудий Института, а также преподает на факультете философии, завершили один издательский проект — выпустили монографию «Культура интерпретации до начала Нового времени», посвященную проблемам рецепции авторитетных текстов от античности до XVII века. А еще мы ведем два больших исследовательских проекта, которые, как я очень надеюсь, в скором времени перерастут в проекты издательские. Первый проект — «Историческое самосознание гуманитарной науки в доклассическую эпоху» — это цикл исследований истории гуманитарных наук, или, если точнее, наук о языке и тексте на протяжении XIV–XVI веков. Второй проект — «Стратегии и средства аргументации в интеллектуальной культуре Западной Европы до начала Нового времени» — имеет целью воссоздать полемический контекст развития донововременной науки.
— На вашей страничке портала Вышки написано, что вы уже преподаете, но, кажется, вы сами совсем недавно были студентом?
— Да, в прошлом году я окончил исторический факультет МГУ, получил свой красный диплом, затем в аспирантуру поступил — выбрал кафедру истории философии философского факультета Вышки. И действительно преподаю, причем не только обязательный для всех студентов первого курса факультета философии древнегреческий язык, но и предмет довольно экзотический - палеографию и перевод схоластической литературы. Веду при ИГИТИ свой семинар, который называется «От манускрипта к публикации: транскрипция, перевод и комментирование памятников схоластической культуры». Этот семинар родился из студенческой весенней школы, которую ИГИТИ организовал в Варшаве совместно с «Artes Liberales» в апреле - мае этого года. Нашими преподавателями были специалисты из ИГИТИ или приглашенные ИГИТИ - а теперь они станут преподавателями недавно родившегося истфака Вышки. Я также там провел несколько семинаров по латинской палеографии. Аудитория восприняла эту инициативу с воодушевлением, и в Москве наша совместная работа была продолжена в ИГИТИ. Однако цель нашего семинара теперь не только учебная. На семинаре мы готовим тексты к публикации в антологии полемических сочинений XIV-XVI веков, которая составляется в рамках проекта по аргументации.
— И как живется в Вышке начинающим ученым гуманитарного профиля?
— Материальными поощрениями и возможностями академической мобильности молодежь в Вышке, я считаю, не обделена. Буквально накануне поездки в Варшаву я узнал о своей победе в конкурсе молодых исследователей. И победа в номинации, скажем, не только значительно облегчает заботу о хлебе насущном, но и дает новые возможности для академического роста. Да и сама моя поездка на конференцию в Варшаву стала возможна благодаря вышкинскому трэвел-гранту. Это ведь и правда большая редкость в России, чтобы научное учреждение брало на себя все расходы по научным командировкам сотрудников. Одним словом, если после ухода из МГУ мои друзья сравнивали меня с бесприютным вагантом из «Исповеди» Кельнского Архипииты, то теперь я, кажется, обрел надежное пристанище и гостеприимный кров.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«У гуманитарной науки в нашей стране исторический профиль»
В Высшей школе экономики прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам исторической науки и исторического образования, организованный при поддержке Российского исторического общества (РИО). В его работе приняли участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и председатель РИО, директор СВР Сергей Нарышкин.
Через 20 лет развитые страны могут стать более религиозными
Ученые ВШЭ и РАНХиГС выяснили, что в развитых странах возраст оказывает более сильное влияние на религиозность, чем поколенческий эффект. Они прогнозируют, что это может повлиять на устройство общества в будущем. Результаты исследования были опубликованы в Journal for the Scientific Study of Religion.
«Вышка готовит не специалистов узкого профиля, а людей с широким кругозором»
С нового учебного года историки будут учиться в бакалавриате ВШЭ не четыре года, а пять лет. Что это: объективная необходимость или тихое возвращение к советской системе подготовки историков? Объясняет декан факультета гуманитарных наук Михаил Бойцов.
Тест: от заговоров до ДМС. Что вы знаете об истории отечественной системы здравоохранения?
100 лет назад у вас не получилось бы записаться в поликлинику — их не было. Редакция IQ.HSE составила тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в истории здравоохранения.
Покайся и работай. Что общего между исповедью и советскими автобиографиями
Автобиографии в СССР писал почти каждый. С 1930-х годов они стали обязательными при оформлении документов — от приема на работу до получения наград. Эти личные свидетельства адресовывались государству, их составление формировало «советского человека» и напоминало Таинство покаяния перед Всевышним, утверждает профессор НИУ ВШЭ Юрий Зарецкий.
Введение в Даурскую готику. Что это за феномен и как он возник в Забайкалье
Медиевальный хоррор, вампиры, колдуны, таинственные монахи и восставшие мертвецы наряду с реальными историческими фигурами, сюжеты о Гражданской войне в России в ореоле мистики — такова самая простая формула Даурской готики. Об этом явлении и его развитии IQ.HSE рассказал его исследователь, доктор политических наук Алексей Михалев.
Библионочь в Высшей школе экономики: Шекспир, музеи и квесты
Почти 40 команд приняли участие в квесте «По страницам Басмании», организованном Высшей школой экономики в рамках ежегодной городской акции. В это же время в библиотеке университета ставили отрывки из «Ромео и Джульетты» и слушали лекции о театре.
Список литературы: советская историческая наука
Оправдание опричнины, сталинизм и попытки сохранить себя.
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке
На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.
Запретное знание
Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.