• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Индикаторы образования: 2007. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2007

В сборнике, подготовленном Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ, представлены данные, приведенные в соответствие с требованиями международных статистических стандартов и отражающие уровень и динамику основных индикаторов образования в Российской Федерации в сопоставлении со странами Организации экономического сотрудничества и развития.

Редакционная коллегия: Н.И. Булаев, Е.Я. Бутко, Л.М. Гохберг, И.И. Калина, Н.В. Ковалева, Я.И. Кузьминов.

Авторы: Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева, В.И. Кузнецова, О.К. Озерова, О.Р. Шувалова.

В сборнике, подготовленном Институтом статистических исследований и экономики знаний Государственного университета — Высшей школы экономики в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении", представлены данные, приведенные в соответствие с требованиями международных статистических стандартов и отражающие уровень и динамику основных индикаторов образования в Российской Федерации в сопоставлении со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сборник содержит показатели деятельности образовательных учреждений по ступеням образования с использованием Международной стандартной классификации образования (МСКО-97). Отдельные разделы посвящены характеристике кадров и финансирования образования, оценке уровня образования населения, участия взрослого населения России в непрерывном образовании в сравнении со странами Европейского Союза, итогам международных исследований образовательных достижений учащихся (PISA). В публикации использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства образования и науки Российской Федерации, Федерального агентства по образованию, Министерства финансов Российской Федерации, Организации экономического сотрудничества и развития, статистической службы Европейского Союза, а также собственные методологические и аналитические разработки Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ.

Содержание

Система образования в Российской Федерации

Соотношение ступеней образования в Международной стандартной классификации образования и российской системе образования

1. Деятельность образовательных учреждений

1.1. Сводные показатели

1.1.1. Охват образованием населения в возрасте 5—29 лет в России и странах ОЭСР: 2004
1.1.2. Охват основными ступенями образования населения России в возрасте 5—29 лет: 2005
1.1.3. Ожидаемая продолжительность обучения в течение предстоящей жизни для детей в возрасте 5 лет в России и странах ОЭСР: 2004
1.1.4. Численность обучающихся в России и странах ОЭСР по ступеням образования: 2004
1.1.5. Структура обучающихся в России и странах ОЭСР по ступеням образования: 2004
1.1.6. Численность обучающихся в России и странах ОЭСР в расчете на 1000 занятых в экономике: 2004
1.1.7. Численность обучающихся в России по ступеням образования

1.2. Дошкольное образование (МСКО 0)

1.2.1. Основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений
1.2.2. Дошкольные образовательные учреждения по назначению
1.2.3. Дошкольные образовательные учреждения по режиму работы
1.2.4. Численность и возрастная структура детей в дошкольных образовательных учреждениях

1.3. Начальное общее образование (МСКО 1)

1.3.1. Численность учащихся в России и странах ОЭСР в расчете на 10 000 человек населения: начальное общее образование (МСКО 1), 2004
1.3.2. Динамика численности учащихся в России и странах ОЭСР: начальное общее образование (МСКО 1), 1995—2004
1.3.3. Структура учащихся в России и странах ОЭСР по формам собственности образовательных учреждений: начальное общее образование (МСКО 1), 2004
1.3.4. Число дневных общеобразовательных учреждений
1.3.5. Численность учащихся 1—4 классов дневных общеобразовательных учреждений
1.3.6. Удельный вес учащихся 1—4 классов в общей численности учащихся дневных общеобразовательных учреждений
1.3.7. Численность учащихся 1—4 классов государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по типам
1.3.8. Структура учащихся 1—4 классов государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по типам
1.3.9. Численность учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по классам
1.3.10. Структура учащихся государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по классам
1.3.11. Средняя наполняемость 1—4 классов дневных общеобразовательных учреждений
1.3.12. Средняя наполняемость классов государственных и муниципальных образовательных учреждений в России и странах ОЭСР: начальное общее образование (МСКО 1), 2004

1.4. Основное среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование (МСКО 2/3)

1.4.1. Численность учащихся в России и странах ОЭСР: основное, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование (МСКО 2/3), 2004
1.4.2. Динамика численности учащихся в России и странах ОЭСР: основное, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование (МСКО 2/3), 1995—2004
1.4.3. Структура учащихся в России и странах ОЭСР по ступеням образования: основное, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование (МСКО 2/3), 2004
1.4.4. Основные показатели деятельности образовательных учреждений: основное, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование
1.4.5. Структура учащихся по ступеням образования и типам образовательных учреждений: основное, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование
1.4.6. Численность учащихся 5—9 классов дневных общеобразовательных учреждений (МСКО 2)
1.4.7. Удельный вес учащихся 5—9 классов в общей численности учащихся дневных общеобразовательных учреждений
1.4.8. Численность и структура учащихся 5—9 классов государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений по типам
1.4.9. Средняя наполняемость 5—9 классов дневных общеобразовательных учреждений
1.4.10. Средняя наполняемость классов государственных и муниципальных образовательных учреждений в России и странах ОЭСР: основное общее образование (МСКО 2), 2004
1.4.11. Выпуск учащихся дневными общеобразовательными учреждениями с аттестатом об основном общем образовании
1.4.12. Численность учащихся 10—11(12) классов дневных общеобразовательных учреждений (МСКО 3)
1.4.13. Удельный вес учащихся 10—11(12) классов в общей численности учащихся дневных общеобразовательных учреждений
1.4.14. Средняя наполняемость 10—11(12) классов дневных общеобразовательных учреждений
1.4.15. Выпуск учащихся дневными общеобразовательными учреждениями с аттестатом о среднем (полном) общем образовании
1.4.16. Выпуск учащихся государственными и муниципальными дневными общеобразовательными учреждениями
1.4.17. Численность учащихся учреждений начального профессионального образования (МСКО 3)
1.4.18. Структура учащихся учреждений начального профессионального образования по полу
1.4.19. Прием учащихся в учреждения начального профессионального образования
1.4.20. Выпуск квалифицированных рабочих, служащих учреждениями начального профессионального образования
1.4.21. Численность и структура выпускников очной формы обучения учреждений начального профессионального образования по направлению на работу

1.5. Среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (МСКО 5/6)

1.5.1. Численность обучающихся в России и странах ОЭСР: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (МСКО 5/6), 2004
1.5.2. Структура обучающихся в России и странах ОЭСР по ступеням образования: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (МСКО 5/6), 2004
1.5.3. Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов в России и странах ОЭСР: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование
(МКСО 5/6), 2004
1.5.4. Основные показатели деятельности образовательных учреждений и организаций: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (МСКО 5/6)
1.5.5. Динамика численности обучающихся: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование
1.5.6. Структура обучающихся по ступеням образования и типам организаций: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование
1.5.7. Основные показатели деятельности учреждений среднего профессионального образования (МСКО 5В)
1.5.8. Основные показатели деятельности государственных и муниципальных колледжей
1.5.9. Удельный вес колледжей в показателях деятельности государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования
1.5.10. Численность и структура студентов государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования по формам обучения
1.5.11. Структура студентов государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования по полу, возрасту и формам обучения: 2004
1.5.12. Возрастная структура студентов в России и странах ОЭСР: среднее профессиональное образование (МСКО 5В), 2004
1.5.13. Численность и структура приема студентов в государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования по формам обучения
1.5.14. Численность и структура лиц, принятых в государственные и муниципальные учреждения среднего профессионального образования, по уровню образования
1.5.15. Численность и структура выпускников государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования по уровню полученных дипломов
1.5.16.Численность, прием студентов и выпуск специалистов государственными и муниципальными учреждениями среднего профессионального образования по источникам финансирования обучения
1.5.17. Основные показатели деятельности высших учебных заведений (МСКО 5А)
1.5.18. Структура основных показателей деятельности государственных и муниципальных высших учебных заведений по видам: 2005
1.5.19. Численность женщин в составе студентов высших учебных заведений
1.5.20. Структура студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений по полу, возрасту и формам обучения: 2004
1.5.21. Возрастная структура студентов в России и странах ОЭСР: высшее профессиональное образование (МСКО 5А), 2004
1.5.22. Численность и структура лиц, принятых в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, по уровню образования
1.5.23. Численность, прием студентов и выпуск специалистов высшими учебными заведениями по формам обучения
1.5.24. Численность и структура выпускников высших учебных заведений по уровню полученных дипломов
1.5.25. Численность, прием студентов и выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями по источникам финансирования обучения
1.5.26. Основные показатели деятельности аспирантуры (МСКО 6)
1.5.27. Структура основных показателей деятельности аспирантуры по типам организаций: 2005
1.5.28. Численность женщин в составе аспирантов
1.5.29. Структура аспирантов по полу и возрастным группам
1.5.30. Численность и структура аспирантов, приема и выпуска из аспирантуры по формам обучения
1.5.31. Удельный вес лиц, окончивших аспирантуру с защитой диссертации, в общем выпуске из аспирантуры
1.5.32. Численность и структура аспирантов и выпуска из аспирантуры по условиям обучения
1.5.33. Основные показатели деятельности докторантуры (МСКО 6)
1.5.34. Структура основных показателей деятельности докторантуры по типам организаций: 2005
1.5.35. Численность женщин в составе докторантов
1.5.36. Структура докторантов по полу и возрастным группам
1.5.37. Удельный вес лиц, окончивших докторантуру с защитой диссертации, в общем выпуске из докторантуры
1.5.38. Численность и структура докторантов и выпуска из докторантуры по условиям обучения

2. Персонал образовательных учреждений

2.1. Преподавательский персонал по ступеням образования

2.2. Педагогический персонал дошкольных образовательных учреждений (МСКО 0)

2.3. Структура педагогических работников дошкольных образовательных учреждений по уровню образования: 2005

2.4. Численность учащихся в расчете на одного учителя в России и странах ОЭСР: начальное общее образование (МСКО 1), 2004

2.5. Учителя 1—4 классов дневных общеобразовательных учреждений (МСКО 1)

2.6. Структура учителей 1—4 классов дневных общеобразовательных учреждений по стажу педагогической работы и возрасту: 2005

2.7. Численность учащихся в расчете на одного учителя в России и странах ОЭСР: основное, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование (МСКО 2/3), 2004

2.8. Учителя 5—11(12) классов дневных общеобразовательных учреждений (МСКО 2/3)

2.9. Структура учителей 5—11(12) классов дневных общеобразовательных учреждений по стажу работы и возрасту: 2005

2.10. Персонал учреждений начального профессионального образования (МСКО 3)

2.11. Структура персонала учреждений начального профессионального образования по уровню образования

2.12. Численность студентов в расчете на одного преподавателя в России и странах ОЭСР: среднее, высшее и послевузовское профессиональное образование (МСКО 5/6), 2004

2.13. Преподавательский персонал государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования (МСКО 5В)

2.14. Штатный преподавательский персонал государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования по уровню образования

2.15. Структура штатного преподавательского персонала государственных и муниципальных учреждений среднего профессионального образования по возрастным группам

2.16. Профессорско-преподавательский персонал государственных и муниципальных высших учебных заведений (МСКО 5А)

2.17. Структура штатного профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных высших учебных заведений по возрастным группам

2.18. Профессорско-преподавательский персонал негосударственных высших учебных заведений

3. Финансирование образования

3.1. Расходы на образование в России и странах ОЭСР в процентах к валовому внутреннему продукту: 2003

3.2. Государственные расходы на образование в России и странах ОЭСР

3.3. Расходы на образование в России и некоторых зарубежных странах в расчете на одного обучающегося

3.4. Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации

3.5. Расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации в процентах к валовому внутреннему продукту и расходам консолидированного бюджета

3.6. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие образования

3.7. Объем платных услуг системы образования

3.8. Расходы домашних хозяйств на оплату услуг образования

3.9. Расходы домашних хозяйств различного уровня среднедушевых денежных доходов на оплату услуг образования: 2005

3.10. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования

4. Уровень образования населения

4.1. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше

4.2. Грамотность населения в возрасте 9—49 лет

4.3. Уровень образования взрослого населения в России и странах ОЭСР: 2004

4.4. Уровень образования мужчин в России и странах ОЭСР: 2004

4.5. Уровень образования женщин в России и странах ОЭСР: 2004

4.6. Удельный вес взрослого населения, имеющего образование не ниже среднего (полного) общего (МСКО 3), в общей его численности в России и странах ОЭСР: 2004

4.7. Численность экономически активного населения России по уровню образования и возрасту: 2005

4.8. Численность занятых и безработных в России по уровню образования и полу: 2005

4.9. Занятость и безработица в России и странах ОЭСР по уровню образования: 2004

4.10. Занятость и безработица в России по уровню образования и полу: 2005

5. Непрерывное образование

5.1. Непрерывное образование: участие в формальном образовании, дополнительном образовании и самообразовании в течение последних 12 месяцев в России и европейских странах

5.2. Участие в формальном образовании в течение последних 12 месяцев в России и европейских странах

5.3. Участие в дополнительном образовании в течение последних 12 месяцев в России и европейских странах

5.4. Участие в дополнительном образовании в течение последних 12 месяцев в России: формы, мотивация, место обучения

5.5. Участие в дополнительном образовании в течение последних 12 месяцев в России: индикаторы заинтересованности работодателя

5.6. Участие в дополнительном образовании в течение последних 12 месяцев в России и европейских странах: интенсивность

5.7. Количество часов обучения в сфере дополнительного образования в среднем на каждого обучавшегося в возрасте 25—64 лет за последние 12 месяцев в России и европейских странах

5.8. Участие в самообразовании в течение последних 12 месяцев в России и европейских странах

5.9. Формы самообразования в России и европейских странах

5.10. Формы самообразования в России

6. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA-2003)

6.1. Математическая грамотность 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР: 2003

6.2. Распределение 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР по уровню математической грамотности: 2003

6.3. Математическая грамотность 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР по полу: 2003

6.4. Грамотность чтения 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР: 2003

6.5. Распределение 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР по уровню грамотности чтения: 2003

6.6. Грамотность чтения 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР по полу: 2003

6.7. Естественнонаучная грамотность 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР: 2003

6.8. Уровень естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР: 2003

6.9. Естественнонаучная грамотность 15-летних учащихся в России и странах ОЭСР по полу: 2003

Методологические комментарии

Вам также может быть интересно:

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию

3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.

Переход на новый стандарт начинается с изменения роли учителя

17 декабря в Институте образования ВШЭ состоялась конференция, посвященная перспективам нового образовательного стандарта старшей школы. Директорам школ и учителям был представлен опыт введения стандарта в Лицее ВШЭ.

Ярослав Кузьминов: «Проверка Счетной палаты позволила привлечь внимание к системным проблемам, ограничивающим эффективность работы университета»

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов выступил на коллегии Счетной палаты Российской Федерации, которая была посвящена рассмотрению результатов проверки НИУ ВШЭ.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Проведена международная экспертиза качества образовательных программ по социологии ВШЭ

С 5 по 7 ноября на факультете социологии ВШЭ работали международные и российские эксперты, приглашенные самим факультетом в рамках Программы развития ВШЭ для оценки качества подготовки бакалавров и магистров.

Кто и как оценит высшее образование?

О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».

ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera»

Студенты со всего мира получили бесплатный доступ к образовательным курсам ВШЭ, размещенным на сайте этой ведущей международной площадки онлайн-курсов.

Образованием недовольны все, но это естественно

Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.

Стандарт прямого действия?

21 мая состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования», организованный Институтом образования ВШЭ. С докладом «Образовательные стандарты: разговор не окончен» выступил заместитель руководителя аппарата комитета Госдумы по образованию Алексей Майоров, до недавнего времени — заместитель проректора ВШЭ.