• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От беспилотников до диагностики дислексии у детей: чем занимается Центр ИИ Вышки

От беспилотников до диагностики дислексии у детей: чем занимается Центр ИИ Вышки

Фото: government.ru

Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ вместе с индустриальными партнерами ведет работу над 25 прикладными проектами в сфере телекоммуникаций, финансов, образования, медицины и др. Результаты работы исследователей и разработчиков на днях были представлены на заседании рабочей группы при правительстве РФ, где были подведены первые итоги реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика».

Шесть исследовательских центров в сфере искусственного интеллекта (ИИ) в прошлом году получили гранты правительства РФ. В федеральную программу вошли Сколковский институт науки и технологий, МФТИ, Институт системного программирования им. В.П. Иванникова, Университет Иннополис, ИТМО и Высшая школа экономики. Их задача — разработать прорывные решения и обеспечить России лидерские позиции в сфере искусственного интеллекта на мировой арене и импортозамещение зарубежных продуктов и технологий на отечественном рынке.

Дмитрий Чернышенко

«Радует, что, несмотря на короткий срок — всего полгода с момента отбора центров, они уже могут предъявить конкретные результаты, которые можно использовать на предприятиях», — сказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко в ходе заседания рабочей группы. Он подчеркнул, что в текущих условиях необходимо усилить внедрение прикладных решений по ИИ в реальный сектор и ускорить цифровую трансформацию приоритетных отраслей экономики.

Центр ИИ НИУ ВШЭ разрабатывает модели и программное обеспечение по 25 направлениям. Алексей Масютин, руководитель вышкинского Центра ИИ, рассказал на заседании рабочей группы о реализуемых проектах, которые можно разделить на две группы: проекты для бизнеса и проекты для социально значимой сферы. Он подчеркнул, что каждый проект соответствует мировым фронтирам в конкретной технологической области.

Так, для Сбера Центр ИИ создает новые языковые модели и разрабатывает интеллектуальные системы с широкой областью применения — от задач управления человеческим капиталом до выявления признаков подозрительных транзакций. А для «Яндекса» идет работа над алгоритмами оптимизации взаимодействия пользователей на различных платформах и прорывными методами обучения с подкреплением для оптимизации автопилотируемых транспортных средств. По ряду проектов внедрение и пилотные испытания пройдут уже в 2022 году. Например, будет протестирована модель улучшения качества изображений на данных МТС.

Из социально значимых проектов можно выделить решения для повышения качества образовательного процесса, а также модели машинного обучения для медицины, которые позволяют снизить издержки при разработке медицинских препаратов. Кроме этого, создан прототип продукта ранней диагностики дислексии у детей. Такие технологии ИИ помогают детям проходить эффективную профилактику заболеваний. Эта разработка была представлена на выставке, прошедшей в рамках заседания рабочей группы.

Алексей Масютин

«Перед заседанием рабочей группы мы посетили выставку прототипов и продуктов центров ИИ. Было очень интересно увидеть результаты коллег. Стенд НИУ ВШЭ, в свою очередь, представил систему ранней диагностики детской дислексии. С помощью моделей искусственного интеллекта система позволяет оперативно получить оценку на основе движения глаз ребенка во время чтения», — рассказал Алексей Масютин.

По его словам, для решения актуальных задач импортозамещения к работе Центра ИИ сейчас привлекаются новые индустриальные партнеры. В частности, готовится соглашение о сотрудничестве с представителями фарминдустрии.

Стоит отметить, что в НИУ ВШЭ, помимо исследовательского трека в сфере искусственного интеллекта, реализуются и образовательные программы бакалавриата и магистратуры в этой области: в сфере машинного обучения, компьютерных наук и пр. Подробнее с ними можно ознакомиться тут.

«В базовых организациях исследовательских центров уже внедряются разработанные в рамках федпроекта программы бакалавриата и магистратуры по приоритетным направлениям ИИ. Студенты и выпускники этих программ смогут продолжить исследовательскую деятельность на базе существующих центров. К 2024 году мы ожидаем, что около 9 тысяч человек поступят на магистерские и бакалаврские программы по ИИ», — отметил Дмитрий Чернышенко.

По его словам, специалисты, вовлеченные в прорывные исследования центров ИИ, демонстрируют высокую степень заинтересованности в реализации проектов в отечественных научных организациях и продолжают работать в России даже несмотря на предложения из-за рубежа. «Это говорит о том, что опорные исследовательские центры можно считать привлекательным местом работы для молодых специалистов», — считает вице-премьер.

На встрече в правительстве Вышка предложила также провести осенью этого года отечественную международную конференцию высокого уровня в области искусственного интеллекта на базе Национального центра развития искусственного интеллекта при правительстве РФ.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.