Грамотный менеджмент манипуляций и конфликтов
В рамках проекта «Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» старший преподаватель кафедры управления проектами ВШЭ Константин Багратиони рассказал о манипуляциях и конфликтах в менеджменте и повседневной жизни. На встречу собрались не просто москвичи, а львы, волы и кролики. Именно на такие категории, оказывается, мы с вами делимся как работники.
Нами кто-то все время манипулирует — это ни для кого не секрет. Да мы и сами делаем это постоянно в семье и на работе, а иначе трудно добиться желаемого даже от самых близких, что уж там говорить про наших подчиненных, начальников или «просто» коллег.
Манипуляции — составная часть нашей повседневной жизни, но оценить их можно по-разному. Манипуляции в менеджменте основаны на сугубо научном подходе, вписаны в управленческие технологии, помогают разрешать конфликты и добиваться оптимального результата. Значит, манипуляции нам просто необходимы? Или же нет, потому что они искажают наше восприятие окружающего мира, мешают адекватной оценке ситуации и самих себя? Иногда они нас оскорбляют и приводят к конфликтам в семье и на работе. Но всегда ли манипуляции — это плохо?
Например, в политике. Лектор привел в пример президента Египта (1970-1981) Анвара Садата, который управлял страной, постоянно отмечая дружелюбие оппозиции. И она действительно вела себя чрезвычайно дружелюбно все это время. Ведь мы же чувствуем себя хорошими, когда нас хвалят, и хотим подтвердить доброе мнение о себе. А может, это оппозиция манипулировала Садатом, желая, чтобы он почаще отзывался о ней положительно — ведь это реклама из уст самого президента. Как бы то ни было, чьей бы эта манипуляция ни была, но Египет при Анваре Садате чувствовал себя более или менее прилично. Все-таки авторитет манипулирующего — важная составляющая часть при манипулировании: если мы человека уважаем, то легче верим его утверждениям.
Или в семье. Когда очень хочется добиться от ребенка хорошего поведения и отличных отметок в школе, а его от компьютера не оторвать, и в школе он хулиганит… Или на работе, где все мы — львы, волы и кролики — должны быть правильно оценены и расставлены по местам. Иначе и нормального трудового процесса не будет, и конфликтов не оберешься. Кстати, конфликт тоже может быть орудием манипулирования, а может быть и его результатом.
Без преувеличения, это была одна из самых полезных лекций, которые читались в Культурном центре ЗИЛ. Это отлично почувствовали слушатели, которые не просто проводили Константина Багратиони аплодисментами — они засыпали его вопросами. Финал лекции больше походил на консультацию специалиста.
Учиться всегда полезно.
Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ
Багратиони Константин Амиранович
Старший преподаватель Кафедры управления проектами
Вам также может быть интересно:
Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создал дорожную карту молодого ученого
Дорожная карта молодого ученого — это интерактивный пошаговый план, в котором отражены основные этапы научной карьеры — от поступления в магистратуру до защиты кандидатской диссертации. Она создана в рамках проекта Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ «Я пошел в науку», который реализуется при поддержке Минобрнауки России.
Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.
Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя
Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя “Scientarium ” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.
Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов
Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.
В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых
НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.
Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки
Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.
Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры
Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.
Факты о студентах в науке
Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.
Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых
Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.
Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей
Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.