Искусственный интеллект: «поход в качалку для мозга»
На днях в Вышке состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Самовар», главной темой которого на этот раз стал искусственный интеллект. Вместе с руководителем департамента больших данных и информационного поиска, доцентом факультета компьютерных наук ВШЭ Евгением Соколовым и директором по связям с общественностью НИУ ВШЭ, модератором встречи Романом Левковичем участники разбирались в том, что такое ИИ, что он умеет, чему и как быстро учится и зачем нам всем нужно об этом знать.
В начале встречи Роман Левкович попросил Евгения Соколова рассказать немного об истории создания искусственного интеллекта и о том, чем ИИ отличается от машинного обучения. «Термин “искусственный интеллект” возник, наверное, в 40–50-е годы, когда разные сложные задачи — распознавание речи и изображений, написание текстов — люди пытались решить с помощью несложных алгоритмов и экспертных систем. Подходы не сработали. Вокруг понятия ИИ возникла негативная аура, и оно надолго выпало из оборота. В районе 90-х стала набирать популярность идея извлечения алгоритмов из данных — то есть в некотором смысле подстройки алгоритмов под конкретные примеры. С помощью такого подхода стало удаваться решать сложные задачи. Тогда это называли машинным обучением, а примерно 7 лет назад стали снова называть это искусственным интеллектом», — объяснил Евгений Соколов.
После экскурса в историю перешли к практической части — обсуждению амплуа ИИ и того, как им пользуются интернет-компании, платформы электронной коммерции и банки. Участники «Самовара» задавали вопросы в рамках своих дисциплин. А поскольку в зале были математики, географы, юристы, представители компьютерных наук и административные работники НИУ ВШЭ, спектр тем получился довольно широкий. В ходе дискуссии поговорили о возможности строить с помощью ИИ карты и разрабатывать программы для сложных интеллектуальных игр, об использовании смарт-контрактов для автоматизации функций работодателя и работника, о критериях, разграничивающих интеллектуальную деятельность нейросети и творческий вклад человека.
Обсудили и главный вопрос — сможет ли ИИ заменить на рабочем месте человека, например журналиста? По мнению эксперта, существует несколько заповедных областей, где ноги ИИ пока точно не было. Например, он еще не совершил ни одного научного открытия. Также совершенно непонятно, могут ли генеративные модели заниматься целеполаганием. Постановка задач и изобретение всего нового пока целиком и полностью удел человека. Но чтобы быть всегда на шаг впереди, человек должен учиться. В том числе учиться работать с ИИ.
Преподавателей, которых на встрече было большинство, не могла не интересовать тема присутствия ИИ в образовательном процессе. «Что касается обучения студентов в области искусственного интеллекта, в Вышке давно решено, что цифровая грамотность, программирование и основы ИИ должны быть включены в учебный план всех студентов бакалавриата», — определил позицию университета Евгений Соколов. А также заметил, что лично он не против, если студенты будут использовать современные генеративные инструменты по назначению. Например, ИИ может облегчить жизнь студенту, сделав краткий пересказ статей, которые необходимо прочитать. В диалоге с моделью можно изучать какие-то предметы и в принципе использовать ее для упрощения работы. Главное, чтобы студент не просто сгенерировал код для решения задачи, а проанализировал результаты, представил глубокие выводы на защите и ответил на каверзные вопросы.
Возможно, это будет новой главой в университетской системе оценивания. Вместо традиционного эссе — прямой диалог «студент — преподаватель». Не зря же в помощь преподавателям и административным работникам НИУ ВШЭ в этом году стартовал цикл курсов повышения квалификации, посвященных принципам работы искусственного интеллекта. Среди них есть обзорный курс, состоящий из нескольких вебинаров, рассказывающих, что такое ИИ, как работает, какие существуют генеративные инструменты, плюс мастер-классы по промпт-инжинирингу. Есть курсы более сложные, где идет построение моделей машинного обучения в no-code-инструментах или с помощью Python. Есть курсы для административных сотрудников, где они учатся более эффективно пользоваться различными инструментами и знакомятся с Python для автоматизации рутинных задач. Обучение уже прошли более 300 вышкинцев. И это только начало — в будущем эту цифру планируется увеличить в разы.
На вопрос, стоит ли тратить время на изучение Python, Евгений Соколов уверенно ответил: «Стоит. Даже если написание базовых программ будет автоматизировано, изучение Python или другого языка программирования имеет педагогическую функцию. Ты начинаешь более алгоритмично мыслить, быстрее соображать. То есть здесь есть вторичная выгода, которая точно вам понравится. Рассматривайте изучение Python не просто как узнавание полезного инструмента, а как поход в качалку для мозга. Если правильно настроиться, получите удовольствие».
Вам также может быть интересно:
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.