• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка стала официальной площадкой презентации доклада ЮНЕСКО о свободе СМИ в мире


© Коллекция Essentials/ iStock

В Высшей школе экономики прошла презентация доклада ЮНЕСКО «Глобальные тенденции в области свободы выражения мнений и развития СМИ». Она стала поводом обсудить ситуацию с журналистикой, а также увеличивающийся разрыв между традиционными регуляторами и современными потребителями медиаресурсов.

Доклады о глобальном состоянии журналистики и доступа к информации издаются ЮНЕСКО с 2014 года. Нынешний доклад рассматривает проблему в четырех аспектах: свобода журналистики, плюрализм, независимость средств массовой информации и безопасность журналистов.

Выступавший в НИУ ВШЭ официальный представитель ЮНЕСКО Мариус Лукашюнас отметил, что в плане свободы журналистики и распространения информации наблюдаются серьезные изменения. С одной стороны, развитие цифровых технологий расширяет возможности доступа населения к источникам информации в самых разных странах. С другой стороны, многие правительства пытаются регулировать и ограничивать деятельность не только традиционных СМИ, но и интернет-ресурсов, ссылаясь, например, на необходимость обеспечения национальной безопасности. Кроме того, принимаются законы, ужесточающие ответственность за клевету, оскорбление представителей власти или чувств определенных групп граждан. Серьезной проблемой становится и пропаганда, подменяющая журналистику, а также новый феномен, получивший название fake news.

В докладе также говорится об усилении зависимости СМИ от государственного и корпоративного финансирования. Это происходит отчасти вынужденно, так как привычные бизнес-модели, на которых строилась работа печатных и телевизионных СМИ, оказываются неэффективными в новую цифровую эпоху. Необходимо понять, что новая информационно-коммуникационная среда принесет и обществу, и журналистике, считает декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Андрей Быстрицкий.

Работа журналиста по-прежнему является опасной для жизни и здоровья. По данным, приведенным в докладе, в 2012–2016 годах были убиты 530 журналистов, при этом в девяти случаях из десяти преступления против журналистов толком не расследуется. К физическому насилию добавились и онлайн-угрозы в адрес неугодных журналистов.

Выступавший на презентации глава Совета по правам человека при Президенте РФ Михаил Федотов напомнил в связи с этим, что в России есть ряд законодательных норм, которые призваны защитить права журналистов. Проблема лишь в том, как они применяются, точнее — не применяются. (Ярким примером является статья Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной деятельности журналистов.) Михаил Федотов отметил и глобальные вызовы. Происходит реконфигурация медиасферы. Газета в интернете — это совсем не то же самое, что печатная газета, даже если это одно издание. Попытки регулировать эту новую среду традиционными методами зачастую игнорируют саму природу интернета как глобальной общедоступной площадки. В результаты даже меры блокировки становятся неэффективными.

Доцент департамента медиа ВШЭ Елены Шерстобоевой, в свою очередь, заметила, что если ситуация со свободой журналистики в мире не изменится, то следующий доклад ЮНЕСКО будет скорее о глобальных тенденциях в области цензуры, чем свободы выражения мнений и СМИ. Она также считает, что «абсолютно позитивных примеров» в мире, на которые можно ориентироваться, уже нет, а система международного права и институтов, которая должна бы защищать свободу слова, потерпела поражение. Впрочем, это не значит, что от нее нужно отказываться: необходимо искать баланс между национальными и международными нормами в этой сфере.

О феномене деглобализации интернета, то есть попытках ввести ограничения на уровне национальных юрисдикций, говорил руководитель департамента медиа ВШЭ Илья Кирия. По его словам, новые медиа — это не просто СМИ, а постоянно расширяющаяся экосистема очень разных сервисов. При помощи медиа мы теперь заказываем такси, учимся на онлайн-площадках, покупаем еду. Происходит повсеместная «медиатизация». При этом инструменты ее регулирования остаются прежними, пришедшими еще со времен католической цензуры XVI века (имприматур — выдача разрешения на печать, и индекс — ведение реестра запрещенных книг). В результате оказывается, что либо надо вообще отключить весь интернет, либо начинается системный коллапс при неуклюжих попытках регулировать его частично.

Очевиден конфликт поколений, считает профессор департамента медиа ВШЭ Анна Качкаева. Все, для кого понятна медийная среда будущего (мессенджеры, культура соучастия пользователей и т.п.) принадлежат к молодому поколению. Большинство тех, кто придумывает законы и внедряет бюрократические механизмы регулирования, — люди старого поколения, которые не понимают природу той среды, которую берутся регулировать, и пытаются применить к ним устаревшие методы.

Вам также может быть интересно:

«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»

Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.

Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ

Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.

Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»

26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».

Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры

Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.

«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»

В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.

Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года

В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».

«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»

Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе

С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.

«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»

В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.