• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

© iStock

Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.

Полина Тяпкина выросла в Новосибирске, а в последние годы живет в Москве. До поступления в Вышку училась в МГТУ им. Баумана и в МПГУ. Более пяти лет работает репетитором – занимается со школьниками и студентами техническими и некоторыми инженерными дисциплинами. Она уже прошла несколько курсов на Coursera и сама делала онлайн-курсы повышения квалификации.

Полина Тяпкина

О магистерской программе я узнала совершенно случайно: примерно за два дня до окончания набора увидела рекламу на главной странице Яндекса – индустриального партнера программы, заинтересовалась и подала заявку. Мне очень понравилось, что это будет именно онлайн-программа, так как не нужно ездить в университет и можно будет учиться в своем темпе. Также увидела, что курсы размещены на Coursera, – значит, все будет достаточно стабильно работать. Среди заочных программ альтернатив нет.

Результат вступительного тестирования был ожидаемо хорошим – с базовой математикой у меня нет проблем. Переживала разве что по поводу формата экзамена с прокторингом – это был необычный опыт: много раз перепроверяла настройки своей техники, чтобы не было неприятных неожиданностей во время экзамена, и все прошло благополучно.

В первые месяцы учебы мы «прошли» базовый курс Python и дискретную математику. Учиться несложно, материал в большей степени мне знаком. Затем начался достаточно увлекательный углубленный курс Python, лектор очень хорошо преподносил материал. Также оказалась интересной комбинаторика в дискретной математике – узнала много нового и структурировала предыдущие знания. Обычно я учусь тогда, когда есть время, - например, могу посмотреть пару лекций за обедом или пока жду транспорт, или куда-нибудь еду. Иногда за рамками учебы общаемся с одногруппниками, и это уже не «зеленые» студенты, а опытные в своих областях специалисты.

Думаю, что благодаря учебе в Вышке смогу расширить область своей репетиторской деятельности. Также планирую развивать собственные образовательные проекты, где могут потребоваться знания по анализу.

Уильям Гозали из Индонезии – предприниматель, занимается строительством и специализируется на коммерческой недвижимости. Получил степень бакалавра в области финансов в 2004 году, прошел несколько онлайн-курсов от программирования до философии и понял, что этот формат хорошо ему подходит.

Уильям Гозали

Я искал магистерскую программу в области наук о данных. Сравнив несколько университетов, понял, что ВШЭ предлагает наиболее полную и хорошо структурированную программу, которая позволяет мне учиться тогда, когда удобно, и уделять достаточно времени семье и работе.

Сотрудники приемной комиссии оказали всю необходимую поддержку при поступлении – оперативно отвечали на электронные письма и телефонные звонки. Для подготовки к вступительному экзамену по математике ВШЭ предоставила тестовые образцы – можно было получить общее представление о том, как он проходит. Готовиться я начал за две недели и успешно сдал экзамен.

В течение первого семестра я прохожу курсы математики и программирования. Каждый курс начинается с самых азов и быстро набирает обороты, а затем становится очень интенсивным, как и должно быть. На учебу я в среднем трачу 20-25 часов в неделю – получается так много, потому что я не математик, и, очевидно, нужны дополнительные усилия, чтобы разобраться с предметом. Большая часть моего времени посвящена чтению и изучению материалов по теме курсов. В ближайшие несколько месяцев у меня будут более продвинутые курсы по программированию и математике. Также будет много проектов.

Пока я мало общался с другими учениками вне занятий, так как все еще только начинается, и у меня пока не было группового проекта. Однако нам предоставляется платформа Slack, где все студенты могут взаимодействовать друг с другом, там я уже обсуждал материалы и задавал вопросы. Я также задаю вопросы на платформе Coursera, и преподаватели оперативно отвечают. На каждом курсе проводятся не менее двух вебинаров, на которых мы можем напрямую задавать вопросы преподавателям.

Я очень рад, что выбрал эту онлайн-магистратуру. Из-за пандемии страдает наша работа и общение, но мы не должны прекращать учиться. Уверен, что знания, которые я получаю сейчас, будут очень актуальны, потому что автоматизация используется при решении все большего числа задач.

Ксения Кингсеп из Москвы окончила географический факультета МГУ и сейчас работает в должности Senior Data Scientist в «Северсталь Диджитал» – подразделении «Северстали», одной из задач которого является анализ данных и реализация алгоритмов машинного обучения в проектах, напрямую связанных с производством. Азы Data Science она осваивала самостоятельно, причем первые курсы и целые специализации российских и зарубежных вузов прошла на Coursera.

Ксения Кингсеп

Идея систематизировать и углубить свои знания неоднократно  посещала меня, я мониторила доступные в онлайн-формате магистерские программы по Data Science. В конце прошлого года увидела новую программу ФКН ВШЭ, подала заявку. У многих зарубежных программ довольно запутанный и затянутый процесс приема, здесь же все было четко и понятно. Представители Вышки в процессе подачи заявок отвечали на все вопросы, сроки соблюдались.

Я использую Python для работы ежедневно и не ожидала, что при его изучении будет много новой информации. Преподаватели продвинутого курса Юрий Горишний и Дмитрий Борисов смогли сделать его увлекательным: материал понятно излагается, задания интересные и хорошо сформулированы, так что от учебы получаю удовольствие. Курс дискретной математики также был интересным, первую его часть вел Владимир Подольский, один из академических руководителей магистерской программы. Хорошо объяснял, давал интересные задачи по комбинаторике, над некоторыми из которых пришлось поломать голову.

Чуть сложнее оказалась вторая часть курса по дискретной математике, посвященная графам, и курс математического анализа. Материал изложен очень компактно, порой требуется привлечь внешние ресурсы (учебники, видео), чтобы до конца разобраться в теме и успешно выполнить задание. В целом все курсы в значительной степени ориентированы на практику, много отсылок к реальным задачам Computer Science. Вебинары с преподавателями проходят в Zoom в среднем раз в пару недель, и частота меня пока устраивает – нравится сперва работать над проблемами самостоятельно, а потом обращаться с ними к преподавателям и другим студентам.

Оценка за каждый курс формируется по-разному, но в ее основе – работа в течение семестра, а не по результатам одного экзамена. Задания желательно выполнять строго в пределах недели, за просрочки могут быть небольшие штрафы. Такая система, с одной стороны, стимулирует выполнять все в срок, с другой – вынуждает очень внимательно относиться к своему тайм-менеджменту. Мне нравится, что расписание стимулирует работать равномерно – таким образом информация усваивается намного крепче, чем если учить все сразу, за неделю, а то и за пару дней до экзамена.

Надеюсь, что обучение поможет мне систематизировать и закрепить теоретические знания, получить актуальную специализированную информацию в моей сфере, а несколько практических проектов, которые еще предстоит выполнить, дадут возможность проявить креативность и применить на практике самые продвинутые методы Data Science.

Джеймс Салливан родился в Канаде, там же получил степень бакалавра политических наук. Позже переехал в Японию и окончил магистратуру по политической экономии в Университете Цукубы. Он занимался разработкой приложений для новых технологий и имеет 20-летний опыт работы в Японии. Сегодня Джеймс использует этот опыт в разработке и менеджменте локализованных версий глобальных продуктов для финансово-информационной компании Refinitiv.

Джеймс Салливан

Я выбрал учебу онлайн, потому что много работаю, и  мне нужно гибкое расписание. Изучил разные варианты программ  в интернете. Новая программа Master of Data Scienсe показалась мне интересной, к тому же Россия славится сильной математической школой. Я мало знал о ВШЭ раньше, но, к счастью, у меня на работе есть несколько коллег из России, и они очень хорошо отозвались об университете.

При поступлении на программу я проходил тест в онлайн-формате. Делал это впервые, было непросто, но мне понравилась концепция такого вступительного экзамена – думаю, это хороший вариант для международных программ. Сложно сравнивать академические портфолио и оценки поступающих из разных университетов со всего мира.

Я начал обучение всего несколько месяцев назад, поэтому пока мне сложно дать однозначный отзыв. Вначале меня беспокоило, что занятия казались слишком простыми. Но сложность и объем работы постепенно возрастают, поэтому сейчас меня это не беспокоит, а занятия становятся все более интересными и менее простыми. В обучении особенно важна своевременная обратная связь, поэтому мне особенно нравится, что преподаватель продвинутого курса Python Юрий Горишний открывает доступ к ответам на задания сразу после их выполнения. Даже если ты все правильно выполнил, всегда интересно посмотреть, нет ли более лаконичного и эффективного решения.

Студенты нашего курса конструктивно и активно общаются онлайн, и для такого общения очень хорошо подходит Slack. Хотя сам я в последнее время стал меньше общаться на каналах Slack, потому что много времени уходит на курс математического анализа. В связи с пандемией COVID-19 популярность онлайн-обучения резко возросла, но мне онлайн-курсы нравились задолго до этого. Считаю, что учиться нужно всю жизнь, и возможность слушать лекции и проходить курсы в своем темпе дает наилучшие результаты.

Дмитрий Велибеков живет в Сургуте (Ханты-Мансийский автономный округ). Он выпускник Сургутского государственного университета, работал инженером в разных компаниях, окончил несколько курсов Стэнфордского и Мичиганского университета на Coursera. Сейчас нигде не работает и полностью сфокусировался на учебе.

Дмитрий Велибеков

Изначально я планировал изучать Data Science и Machine Learning очно за рубежом и даже поступил в George Brown College (Канада) на postgraduate программу. Но поскольку не удалось получить студенческую визу, я решил рассмотреть дистанционные варианты учебы из дома. Сначала хотел выбрать разные курсы на разных ресурсах, но когда увидел магистерскую программу ВШЭ на Coursera, то сильно задумался и, проанализировав все «за» и «против», решил получить более основательное академическое образование в этой области.

В первые два месяца я полностью закончил два курса – Python basic и дискретную математику, сейчас прохожу следующие два курса Calculus и Python Advanced. Мне, в частности, понравился структурированный и четкий подход к изложению материала преподавателя дискретной математики Владимира Подольского. Его часть курса далась мне очень легко. Проверочные задания составлены добросовестно, и если задание выполнено неправильно, с предсказуемой ошибкой, то ошибка учитывается при обратной связи, дается подсказка, которая может привести к правильному решению.

Учиться мне несложно, так как я уделяю учебе все свое свободное время, порядка 6-8 часов в день. С однокурсниками довольно часто общаюсь по Slack, и это очень помогает мне в решении проблемных вопросов, да и помогать другим в чем-то разобраться тоже приятно. С учебным офисом общаюсь также в Slack, либо на форуме Coursera, либо по электронной почте.

Формат онлайн-обучения очень удобен, поскольку позволяет учиться в своем ритме, ускоряясь и делая паузы, когда это необходимо. Доступность из любой точки земного шара, где есть интернет, меньше издержек, а значит меньшая цена и большая доступность – это несомненные и огромные плюсы. Из недостатков можно отметить разве что меньшее ощущение академической среды, студенческого братства, которое есть при очной учебе, но для меня как интроверта это не слишком большой минус. Я считаю, что за этим форматом будущее, причем не только в сфере компьютерных наук, где он уже довольно прочно обосновался.

С некоторым волнением жду первой предстоящей сессии, знаменующей окончание первого семестра, а также последующую специализацию по одному из трех направлений. Пока я окончательно не определился, но надеюсь, что к моменту выбора у меня будет больше знаний и информации для принятия взвешенного решения. Ближе к середине магистерской программы я планирую найти работу на полставки по специальности, чтобы иметь возможность применять получаемые знания «в поле». Надеюсь, что по окончании обучения буду иметь необходимые знания, чтобы устроится уже на полный рабочий день.

О работе со студентами магистерской программы Master of Data Scienсe рассказал Кирилл Чмель – преподаватель, сопровождающий курс Python Basic.

Кирилл Чмель

Несмотря на то, что Вышка, как и ряд других университетов по всему миру, стремительно перешла на формат дистанционного обучения, преподавание на онлайн-магистратуре по-прежнему остается своего рода уникальным опытом. Для меня это стало возможностью не только расширить свои горизонты с точки зрения преподавательского мастерства, но и быть готовым буквально ко всему, что происходит в сфере образования сегодня.

С одной стороны, преподавать онлайн оказалось в разы сложнее, чем непосредственно приходить в аудиторию. Чтобы подготовить материалы к вебинару, который потом можно было бы использовать как отдельную и важную составляющую курса, требуется намного больше времени, чем на написание лекции и подготовку семинара. В то же время проблем с тем, чему стоит посвятить вебинар, совершенно нет.

В онлайн-магистратуре появляется уникальная возможность анализировать постоянно поступающий от студентов фидбэк, а также агрегировать вопросы на форумах. Вебинары на программе проводились для двух часовых поясов, но некоторые студенты принимали участие в обоих вебинарах, причем на второй кто-то приходил с новыми вопросами. Наличие такой обратной связи, постоянного общения со студентами существенно компенсирует отсутствие зрительного контакта. Наедине с веб-камерой и ноутбуком совершенно не чувствуешь себя одиноким и не ощущаешь эффекта «пустой аудитории».

Когда в связи с пандемией Вышка перешла на онлайн-формат, мне потребовалось 10 минут, чтобы перевести свой очный курс в онлайн – составить сетку расписания занятий в Zoom и выслать приглашения студентам. Благодаря опыту работы с Coursera я начал интегрировать различные инструменты онлайн-обучение в свои курсы для студентов очных программ несколько раньше – мы уже использовали Zoom, курсы DataCamp и Coursera в качестве дополнительных материалов, а также организовывали коммуникацию через форумы, чаты и формы обратной связи.

Именно Coursera навела меня на мысль, что курс из аудитории нельзя просто так записать на камеру и транслировать студентам в так называемом «асинхронном формате». Задача состоит в том, чтобы не потерять контакт, настроить обратную связь и интегрировать максимально интерактивные инструменты в процесс обучения.

Подробности о поступлении на программу Master of Data Science можно будет узнать на вебинаре 5 июня в 19.00 (Мск).

Зарегистрироваться на вебинар

Вам также может быть интересно:

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.

К бесплатным онлайн-курсам Вышки подключился первый зарубежный университет

С конца марта 2020 года Высшая школа экономики предоставляет вузам, которые объявили карантин и полностью перешли на дистанционное обучение, бесплатный доступ к своим массовым открытым онлайн-курсам. Первым зарубежным вузом, чьи студенты подключились к онлайн-курсам ВШЭ, стал Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова.