Интернет-образование для выживания университетов
30 мая в Институте развития образования ВШЭ состоялась встреча с международным экспертом в сфере оценки образовательных достижений и дистанционного образования, а также основателем ряда успешных образовательных бизнес-проектов Джоном Кацманом, который представил доклад «Дистанционное обучение — вызов для высшего образования».
Что мы обычно думаем про образование? Во-первых, это отрасль социальной сферы, которая должна производить публичное благо. Во-вторых, эта сфера деятельности, которая, как правило, не приносит прибыли. Но так ли уж верно последнее утверждение? Джон Кацман на своем примере убедительно доказывает, что образование может приносить деньги, будучи инновационным и качественным.
Образование хуже некуда?
В начале выступления Джон Кацман отметил, что сегодня на наших глазах меняется сама концепция образования, и в США это видно особенно явно. Глядя на известнейшие и крупнейшие американские университеты, кажется, что все у них, в общем-то, хорошо: масштабы работы, престиж, репутация, лучшие студенты… Тем не менее ряд тревожных моментов уже можно различить: во-первых, университеты буквально переполнены и больше расти уже не могут, а во-вторых, появляется все больше университетов — «новичков», европейских, азиатских и латиноамериканских, которые могут успешно конкурировать с американскими. Более того, заверил докладчик, в последние 15 лет в США исчезла едва ли не половина исследовательских университетов, и по самым скромным прогнозам, в ближайшие 15 лет тенденция их сокращения сохранится. А между тем университеты — это пятая часть всего американского экспорта услуг.
Очевидно, чтобы выжить, университеты должны выйти в онлайн-сферу. Но первая мысль, которая приходит в голову при словах «электронное образование», — это плохое образование, образование хуже некуда. В мире так мало действительно хороших, качественных программ электронного обучения…
Докладчик выделяет ряд причин того, почему крупные университеты не спешат запускать программы интернет-образования.
Первая причина — деньги. Чтобы разработать качественную университетскую программу, запустить ее и дождаться точки самоокупаемости, потребуется, по крайней мере, 15 миллионов долларов.
Во-вторых, выходя в онлайн, университеты становятся менее селективными, на программы могут попасть студенты, которых на офф-лайновую версию образовательной программы просто не приняли бы.
И, наконец, существует риск разрушить репутацию университета. Многие просто не верят в то, что онлайн-программа может быть ничуть не хуже обычной. Хотя онлайн-обучение должно и может обеспечить то же качество, тот же уровень преподавания, то же диплом, что и традиционное образование.
Все перечисленные проблемы имеют место быть, но вот риск от ничегонеделания, по словам Джона Кацмана, может стоить университетам значительно дороже…
На семинаре в «Старбаксе»
«В США почти не осталось столь любимых горожанами книжных магазинчиков. Интернет несет с собой распад и трансформацию во всех отраслях экономики. Еще каких-то 10-15 лет — и в США будет в два раза больше студентов и в два раза меньше учебных заведений…»
Джон Кацман перечислил несколько мощных глобальных интернет-программ, реализуемых компанией «2tor» (сооснователем которой является он сам) вместе с американскими университетами, в том числе магистерские программы в области социальной работы и MBA. А вот действительно хороших образовательных программ для школьников, по его мнению, пока нет. Все-таки мир еще не готов к тому, чтобы обучение в школе проводилось целиком на онлайн-основе. Другое дело — какие-то краткосрочные или семестровые программы онлайн-обучения как часть общей школьной программы. Как показало недавно проведенное в США исследование, около 60% учащихся были бы не прочь поучиться полгода онлайн.
Что же представляет собой онлайн-обучение? Как ни странно, ничего сверхъестественного. Виртуальный класс, около 10 человек, все на экране монитора и активно участвуют в учебной дискуссии. Современные технологии позволяют простроить качественную лабораторную составляющую обучения, а также включить элементы реального «живого» обучения. Самое, пожалуй, сложное — это создать качественные веб-лекции. Причем просто камера, записывающая преподавателя, — это не вариант. Нужно переосмыслить образовательный контент, подать его в форме, максимально приемлемой для интернет-вещания. Студенческий кампус в онлайн-образовании — явление тоже довольно интересное. Университетский корпус как таковой отсутствует. Университет находится там, где в момент обучения находятся его студенты и преподаватели. А значит, аудиторией для занятия могут быть «Старбаксы» и «Макдональдсы» по всему миру…
Вперед в онлайн-будущее
По мнению докладчика, масштабы онлайн-образования будут только расти: «Почему-то считается, что стать больше автоматически означает стать хуже. Но статистика показывает, что масштаб бизнеса позитивно коррелирует с качеством. И прежде всего это касается интернет-сферы. Маленький бизнес в Интернете долго не продержится. А значит, в будущем качественных образовательных онлайн-программ станет больше».
В ходе дискуссии директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Игорь Чириков заинтересовался тем, какие курсы, какие дисциплины особенно хороши для онлайн-обучения, а какие нет. Докладчик ответил, что все дисциплины бакалаврского уровня можно преподавать онлайн. Просто вывод в Сеть некоторых курсов сопряжен с дополнительными сложностями: например, инженерные и медицинские программы нуждаются в лабораториях, а значит, часть занятий все-таки нужно проводить в обычном классе. Но «экономика безжалостна, и выход в онлайн неизбежен для любой программы».
Исполнительный директор Открытого университета «Сколково» Андрей Егоров задал вопрос о том, «каким образом электронное обучение реализует основную цель образования — создание социального капитала и коммуникацию, если ученики сидят дома, в одиночестве, каждый за своим компьютером?»
Как пояснил Джон Кацман, именно эта проблема не позволяет перенести в онлайн школьное обучение: «Социализация подростков — слишком важна. Но когда молодежь достигает 22 лет, это становится менее значимым. И потом, мы делаем все, что можем, и даже больше, чтобы эту проблему решить. Студенты наших программ скажут вам, что они знают друг друга и своих профессоров, с которыми общаются только онлайн, даже лучше, чем некоторые студенты в обычных университетах».
Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Анна Смоленцева попросила рассказать о процедурах отбора, которые используются для приема студентов на онлайн-программы, и о том, насколько эти процедуры отличаются от обычных.
По словам докладчика, одно принципиальное различие точно есть: «Традиционное обучение «завязано» на помещениях, именно поэтому университеты вводят соответствующие нормы. Это нормативно-ориентированный подход. В качественном онлайн-образовании используется критериально-ориентированный подход, причем критерии отбора могут быть очень строгими, когда значение имеет не только балл, но и способности студента, школа, которую он окончил, и другие характеристики».
Подводя итоги встречи, Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования ВШЭ, заметил, что «еще 20 лет назад образовательный рынок России был теневым. Довольно развитым, но нелегальным. А сегодня нам открываются заманчивые перспективы предпринимательства в сфере образования. У нас еще все впереди».
Алина Иванова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Смоленцева Анна Юрьевна
Чириков Игорь Сергеевич
Вам также может быть интересно:
Ловля на словах
По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий.
Контрольные паблики
Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.
Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»
Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.
Высшая школа экономики вошла в первую десятку университетов по количеству онлайн-курсов на Coursera
На сегодняшний день на международной образовательной платформе Coursera идут 46 курсов НИУ ВШЭ, треть из них — англоязычные. Таким образом, Вышка вошла в топ-10 университетов по количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе
1 млн
слушателей записались на онлайн-курсы Вышки на Coursera и «Национальной платформе открытого образования».
Интернет снижает общественное доверие в России
На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.
Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству
Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.
87%
вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.
20%
компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.
Все больше россиян попадают в глобальную сеть
Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.