«Нужна экспертная оценка образовательных программ»
О деятельности Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), инициатором создания которой выступила ВШЭ, рассказывает председатель комиссии по вопросам качества и аудита образовательных программ АВРЭМ, проректор по магистерской подготовке Финансового университета при Правительстве РФ Любовь Гончаренко.
— Любовь Ивановна, как вы оцениваете первые шаги Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) и перспективы ее работы?
— Если говорить коротко — оптимистично. Вузы, вошедшие в ассоциацию, имеют значительный опыт подготовки высококвалифицированных кадров в области экономики и менеджмента, причем относящийся как к 2000-м годам, которые мы называем годами реформ, так и к 1990-м, которые мы называем годами выживания. Есть что обобщить, чем поделиться, но есть и право спросить с тех вузов, которые готовят кадры не на должном уровне, тем самым фактически дискредитируя российское образование.
— Какие еще проблемы вы бы могли отметить в сфере подготовки кадров по экономике и менеджменту?
— Проблем накопилось много, что и определило достаточно широкий круг комиссий, созданных решением совета ректоров вузов, вошедших в нашу ассоциацию. Одна из проблем — критерии оценки качества профессиональной подготовки выпускников со стороны общественности, к которой мы относим как сообщество работодателей, так и вузовскую общественность. Ее представляет, в частности, сама АВРЭМ.
— Критерии качества — какими они должны быть?
— Это должны быть не один или два критерия. Необходима система критериев, которая будет использоваться для обоснованного «отсечения» вузов, не справляющихся со своими задачами. Для оценки качества должны быть выбраны критерии, которые больше связаны с экспертной оценкой деятельности вузов по отдельным образовательным программам. Такие критерии и должны создаваться в процессе нашей работы — ведь экспертные оценки не приняты, для государственной аккредитации чаще применяются оценки количественные.
Например, при государственной аккредитации учитывается количество научных публикаций преподавателей вуза, в частности в ваковских журналах — определенных перечнем ВАК. Это важный показатель, он необходим, но, с другой стороны, мы должны понимать, что в условиях реорганизации вузов он не всегда будет корректным. Если к успешному университету присоединяется небольшой вуз, по каким-то критериям не удовлетворяющий государство, — значит, в объединенном университете на какой-то период возможно снижение соответствующих показателей. Это не значит, что вуз стал хуже, просто он находится в процессе реформирования.
— В Высшей школе экономики 21 ноября вы проводили заседание комиссии по вопросам качества и аудита образовательных программ…
— Это одна из ключевых комиссий, что определяется уже ее названием и задачами, которые были перед ней поставлены советом ректоров и членами комиссии. В ее состав вошли авторитетные ученые и организаторы учебно-методического процесса в вузах, в том числе ректоры, проректоры, руководители учебно-методических управлений.
Все темы были актуальными, все выступления — интересными. Из сообщений сразу нескольких коллег — из УрФУ, ГУУ, других московских и петербургских вузов — я получила дополнительные аргументы в пользу своего мнения относительно количественных критериев оценки качества. Все поддержали идею оценки именно образовательных программ, которые реализуют вузы, а не оценки вуза как такого. Мне представляется, этот момент должен быть лейтмотивом всех наших дальнейших разработок относительно оценки качества, аккредитации и аудита.
Еще один важный момент — необходимость проведения независимой оценки знаний студентов не только по итоговым результатам полного образовательного цикла, а на промежуточных этапах. В этом плане, я думаю, мы в ближайшее время сможем что-то предложить вузовской общественности.
— Чем объясняется единодушное мнение членов комиссии об оценке образовательных программ, а не вузов?
— Здесь много позиций, я остановлюсь на одной. Известно, что в 1990-е годы, а отчасти и в 2000-е, вузы были вынуждены выживать, и для этого приходилось открывать программы, не связанные напрямую с профилем вуза, но пользующиеся в конкретный момент спросом у абитуриентов.
Приведу пример: очень уважаемый вуз, имеющий большой, богатый опыт подготовки специалистов в технической области, открыл подготовку по банковскому делу. И естественно, необходимо понять, насколько качественна подготовка по этой программе именно в этом вузе. Она может быть оценена высоко, но, может быть, ассоциация порекомендует данную программу не развивать в дальнейшем. Интересно было бы узнать, какая доля выпускников этой программы нашла работу в банковской сфере.
— Каковы пожелания Финансового университета по работе ассоциации?
— Главное наше пожелание — выработать такие предложения, которые будут реализовываться на практике, будут услышаны в органах законодательной и исполнительной власти, а также будут поддержаны вузами России.
Одно из наших конкретных предложений состоит в разработке системы оценки негосударственных вузов по всем параметрам деятельности, причем понятной и прозрачной для всех. На сегодняшний день негосударственные вузы не отчитываются по всем показателям, предусмотренным для государственных вузов. Это не совсем верно, тем более что негосударственные вузы получили право бороться за бюджетные места при подготовке студентов.
— Каковы, на ваш взгляд, должны быть результаты работы АВРЭМ? Какие изменения должны произойти в высшем образовании в сфере экономики и менеджмента?
— Ассоциация — общественная организация, мы должны работать гласно, и результаты нашей работы должны быть понятны общественности. Я имею в виду не только работников вузов, но и представителей органов управления, и наших абитуриентов. Они должны понимать, на какие программы поступают, что их ждет впереди, как будет оцениваться образование, которое они получат.
Не случайно же появилось само понятие общественной аккредитации вузов — до недавнего времени мы говорили только о государственной аккредитации. И у общественной аккредитации несколько иные задачи — они в большей степени касаются экспертной оценки качества программ.
В последнее время мы много говорим об участии работодателей в образовательном процессе, но оно не было особенно развито. Сейчас же работодатели активно выступают за то, чтобы иметь возможность формировать и оценивать качество образовательных программ. Оценка не должна сводиться к тому, что работодатели берут или не берут на работу выпускников конкретного вуза. Они хотят оценивать результаты образовательного процесса по отдельным программам, чтобы их оценка была услышана вузовской общественностью с целью повышения уровня российского образования в целом.
— Каковы ближайшие планы работы вашей комиссии?
— Мы хотели бы обсудить критерии, которые обеспечивают внутривузовскую оценку качества образовательных программ, и, прежде всего, познакомиться с системой оценки, которая есть в Высшей школе экономики. Основной доклад на следующем заседании будет посвящен практике ВШЭ.
В Финансовом университете тоже есть система менеджмента качества, работает подразделение оценки качества образовательного процесса, и, надеюсь, в перспективе мы также подготовим свое выступление о системе оценке качества образования в нашем вузе.
Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
PRO людей: как работникам и работодателям найти друг друга
Высшая школа экономики выступила стратегическим партнером Международной выставки-конференции HR-отрасли HR EXPO PRO ЛЮДЕЙ. На мероприятии прошла презентация работы Лаборатории человекоцентричности и лидерских практик НИУ ВШЭ.
Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов
Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».
«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.
Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста
Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.
В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики
Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.
От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов
Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.
Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США
В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».
«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»
Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.
«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»
Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.
Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ
Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.