• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Основной фокус — дать понимание, что такое климатическая система»

«Основной фокус — дать понимание, что такое климатическая система»

© iStock

«Вышка Онлайн» представляет новый курс “Mechanisms of Climate Change”. Слушатели научатся не только критически оценивать информацию в СМИ и отделять научные данные от конспирологических теорий, связанных с изменением климата, но и самостоятельно проводить исследования климатической системы. 

Тема изменения климата обрастает мифами. Ресурсодобывающие компании, защищая свои интересы, отрицают факт антропогенного глобального потепления и считают, что защитники здорового температурного режима планеты просто хотят обвалить рынок нефти и газа.

Екатерина Долгова

«Лоббисты запускают PR-кампании в СМИ, которые снимают с человечества ответственность за климатические девиации. С другой стороны, ряд экоактивистов жонглируют фактами и нередко в погоне за просмотрами искажают реальную картину изменений климата. Задача курса — показать научную точку зрения, холодный академический взгляд: рассказать, как формируется климат, представить роль человека в его изменениях, объяснить, как корректно исследовать механизмы климатических трансформаций», — отмечает соавтор курса, исследователь климата Екатерина Долгова. 

Смотреть проморолик курса

Доцент факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ Дарья Бокучава, проанализировав рынок онлайн-образования, выяснила, что курсов, содержащих исчерпывающую информацию о климатических изменениях и не требующих при этом от слушателей профессионального бэкграунда, крайне мало.

Дарья Бокучава

«Есть отдельные курсы по адаптации к климатическим изменениям, или по климату Арктики и других регионов, или про основные понятия климатической системы. Курса, который содержал бы всю данную информацию, нет. Так возникла идея “Mechanisms of Climate Change”. Основной фокус — дать понимание, что такое климатическая система, как она функционирует, что на нее влияет, как она меняется в результате воздействия, а также какие изменения ждут климат в дальнейшем», — рассказывает Дарья. Видеолекции содержат базовую информацию о компонентах климатической системы, таких как атмосфера, океан, лито-, био- и криосфера, рассказывают о климате прошлого.

Первую часть курса кандидат физико-математических наук, доцент факультета географии и геоинформационных технологий ВШЭ Полина Вереземская посвятила физическим основам: структуре климатической системы, формированию радиационного баланса, значению углеродного цикла и решающей роли воздействия океана на атмосферу.

Изучению палеоклимата, который формировался без влияния человека, посвящена часть курса Екатерины Долговой. С помощью косвенных прокси-источников (ледяных и озерных кернов, древесных колец и пр.) слушатели изучат данные о состоянии Земли миллионы лет назад. Таким образом можно сравнить, как себя чувствовала прапланета и как 150 лет назад она начала меняться под воздействием антропогенного фактора. «Знание палеоклиматической науки, умение выстраивать ряды оснащает модельеров необходимыми инструментами для прогнозирования и исследований. Информация, данная в курсе, поможет слушателям считывать методологию научных статей. Для погружения в международную профессиональную терминологию лекции записаны на английском», — отмечает Екатерина. 

Тему внешних воздействий на климат раскроет Дарья Бокучава: она расскажет о солнечной и вулканической активности, антропогенных парниковых газах и аэрозолях, а также о внутренних изменениях климатической системы, которые могут происходит и без воздействия внешних механизмов.

Отдельные лекции, подготовленные старшим научным сотрудником Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН, доцентом факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Александром Чернокульским, посвящены климату будущего и последствиям, к которым приведут его изменения. Слушатели узнают о том, как создаются климатические модели, в чем разница между сценариями прогнозируемых изменений, а также о последствиях изменений климата: экстремальных метеорологических событиях, повышении уровня океана, таянии ледников и др.  

Екатерина Алексеева, продюсер «Вышки Онлайн»:

Курс интересен прежде всего участниками — авторами и экспертами. Это люди, по-настоящему любящие свою профессию, ученые-практики факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ, Института географии РАН, Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН: климатологи, океанологи, метеорологи, дендрологи, физики, палеогеографы, гляциологи, криолитологи, биогеографы. Они рассказывают о результатах своих исследований. Вы поймете, почему лорд Байрон написал стихотворение «Тьма» летом, увидите, как определить возраст иконы по ее деревянному окладу, оцените трудоемкость проведения палеоклиматических реконструкций. А также узнаете о вулканических аэрозолях, маргаритковом мире, волшебстве углерода и многом другом. Смотреть лекции будет не скучно: они богаты иллюстрированными примерами, анимацией, графикой. 

Материал подготовила Екатерина Зиньковская, «Вышка Онлайн»

Вам также может быть интересно:

Создание устойчивого будущего: Вышка запустила платформу поддержки природно-климатических проектов

17 октября 2024 года на факультете географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ прошла презентация цифровой платформы, созданной для поддержки природно-климатических проектов (ПКП). Эти проекты играют важную роль в достижении целей Стратегии низкоуглеродного развития России до 2050 года и в реализации корпоративных климатических стратегий.

На ВЭФ обсудили ответственность, устойчивое развитие и деловую репутацию бизнеса

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов принял участие в Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2024). Он выступил модератором сессии «Ответственный бизнес как основа устойчивого развития государства», где обсуждался ЭКГ-рейтинг, ставший национальным стандартом «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности».

Ученый НИУ ВШЭ оптимизировал решение задачи по гидродинамике

Доцент департамента прикладной математики МИЭМ НИУ ВШЭ Роман Гайдуков смоделировал движение жидкости вокруг вращающегося диска с малыми неровностями. Разработка делает возможным предсказание поведения потока жидкости без мощных суперкомпьютеров. Результаты опубликованы в журнале Russian Journal of Mathematical Physics.

Здоровое питание как инструмент экономии: пути снижения затрат на здравоохранение в России

В России ежегодные затраты на лечение только сахарного диабета второго типа составляют больше 500 млрд рублей. Продвижение программ здорового питания может снизить нагрузку на систему здравоохранения и увеличить продолжительность жизни. К таким выводам пришли экономисты из НИУ ВШЭ, проанализировав мировой опыт участия государства в популяризации здорового образа жизни.

Технологии спутниковой связи и культура Русского Севера: новые экспедиции «Открываем Россию заново»

С мая по август в 15 регионах страны состоялось 19 экспедиций третьего сезона проекта «Открываем Россию заново» — межуниверситетской программы студенческих экспедиций, которая реализуется НИУ ВШЭ совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» и программой Росмолодежи «Больше, чем путешествие» при поддержке Русского географического общества и Ассоциации волонтерских центров. Сейчас продолжаются еще 10 выездов участников проекта. Планируется, что до ноября 2024 года экспедиции охватят 26 регионов России, а всего за год в программе примут участие 1,2 тыс. студентов. Всего за 8 лет реализации проекта его участниками стали более 7 тыс. человек.

Результаты исследований Вышки легли в основу доклада ООН по волонтерству

Первый Региональный обзор о волонтерстве в Центральной Азии был представлен в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке в рамках программы ежегодного Политического форума высокого уровня ООН. Материалами для подготовки документа стали в том числе результаты работы Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. Автором текста обзора выступил главный эксперт центра Вячеслав Иванов.

При участии НИУ ВШЭ разрабатывается стратегия развития молодежного походного туризма

Высшая школа экономики и команда проекта «Походы первых — Больше, чем путешествие» ведут работу над стратегией развития походного туризма среди молодежи до 2030 года. Идеи для включения в документ будут представлены в сентябре на Всероссийском туристическом слете «Больше, чем путешествие» в Красноярске. На проектной сессии в Вышке началась работа над предложениями, которая объединила заслуженных путешественников России и тропостроителей, представителей вуза, федеральных органов исполнительной власти и подведомственных организаций, Росзаповедцентра Минприроды России, особо охраняемых природных территорий.

Опубликованы списки рекомендованных к получению льготы по проекту «Социальный лифт»

На итоговом заседании экспертная комиссия утвердила список участников проекта «Социальный лифт», которые могут претендовать на получение льготы при поступлении в бакалавриат или специалитет НИУ ВШЭ в этом году. Ими стали 618 участников. Ознакомиться со списком можно по ссылке. «Социальный лифт» реализуется во всех городах присутствия НИУ ВШЭ: Москва, Санкт-Петербург, Пермь и Нижний Новгород. В 2024 году выделено 264 места для поступающих в рамках проекта.

НИУ ВШЭ первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов использования ИИ

Высшая школа экономики стала первым университетом в России, утвердившим Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта. Документ станет важным ориентиром для всех участников образовательного процесса, задавая высокие стандарты и способствуя формированию ответственного подхода к использованию искусственного интеллекта. Декларация была утверждена Ученым советом 26 июня.

НИУ ВШЭ х «ГЭС-2»: вторая конференция «Исследуя сообщество глухих»

С 31 мая по 2 июня в Доме культуры «ГЭС-2» состоялась II Междисциплинарная конференция «Исследуя сообщество глухих», организованная совместно с НИУ ВШЭ. Международный форум объединил экспертов из 11 стран и четырех континентов. Участники рассмотрели темы, касающиеся социальных, культурных и лингвистических особенностей людей, входящих в сообщество глухих, в современном мире.