Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности
«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.
Основная цель нового проекта — повысить грамотность в вопросах использования искусственного интеллекта и помочь образовательному сообществу эффективнее применять GPT-модели в работе. Гайд учит трем базовым навыкам: писать более точные запросы к GPT, чтобы получать качественные ответы, и строить диалог с нейросетью; определять, какую именно работу можно поручить нейросетям; критически оценивать то, что предлагает модель. Над содержанием и задачами работали эксперты команды «Яндекс Образования» и факультета компьютерных наук ВШЭ.
Дарья Козлова
«Технологии ИИ становятся повсеместными, и наша большая задача — способствовать повышению ИИ-грамотности в сфере образования. GPT-модели могут решать множество рутинных задач, для этого важно правильно использовать инструменты, которые на наших глазах меняют образовательный процесс. Если подойти к внедрению ИИ-инструментов с умом, то у преподавателей и студентов освободится больше времени на творческие задачи», — говорит Дарья Козлова, директор «Яндекс Образования».
Гайд состоит из пяти разделов. В первом разделе читатель сможет познакомиться с понятиями «нейросети» и «языковые модели» и узнать о возможностях GPT-технологий. Основная часть включает основы промптинга, различные стратегии общения с нейросетью, техники проверки достоверности информации. Заключительный раздел посвящен опыту преподавателей: как использовать ИИ в процессе разработки обучающего контента, как можно облегчать работу со студентами и решать другие задачи с помощью ИИ-ассистентов.
Дарья Касьяненко
«Создание гайда объединило экспертизу факультета компьютерных наук Вышки и технологии “Яндекса”. Этот уникальный учебник объясняет, как использовать нейросети в жизни, работе и образовании, а также обучает безопасному взаимодействию с ними и критическому мышлению. Мы создали раздел для преподавателей и предложили инструкции и практические задания для внедрения ИИ в процесс обучения», — комментирует создание гайда Дарья Касьяненко, старший преподаватель факультета компьютерных наук, академический руководитель магистратуры «Инженерия данных» НИУ ВШЭ.
ФКН ВШЭ обладает глубокой экспертизой в области ИИ-грамотности в вузах. До конца этого года в университете планируют обучить навыку работы с искусственным интеллектом 2 тысячи сотрудников. Обучение проходит в рамках повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
Ранее «Яндекс» запустил несколько новых программ высшего образования в области искусственного интеллекта. Среди них первый в России бесплатный бакалавриат AI360 для создателей ИИ-технологий будущего на базе четырех университетов, включая НИУ ВШЭ; первая аспирантура по искусственному интеллекту с уклоном в практику; междисциплинарные программы для специальностей вне сферы IT.
Вам также может быть интересно:
AI против AI: ученые создали нейросети для обнаружения сгенерированных вставок в текстах
Команда исследователей с участием Александра Ширнина из НИУ ВШЭ создала две модели для обнаружения в научных текстах частей, сгенерированных искусственным интеллектом. В системе AIpom соединены два типа моделей — декодер и энкодер. Система Papilusion подходит для распознания исправлений с помощью синонимов и кратких пересказов, сгенерированных нейросетью, в работе она использует модели одного типа — энкодеры. В перспективе подобные модели помогут в проверке оригинальности и достоверности научных публикаций. Статьи о системах Papilusion и AIpom опубликованы в цифровом архиве ACL Anthology.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.