НИУ ВШЭ и Сбер провели форсайт искусственного интеллекта
Высшая школа экономики совместно со Сбером провела форсайт искусственного интеллекта (ИИ). Его первые итоги обсудили участники стратегической форсайт-сессии по поисковым исследованиям в сфере ИИ, которая прошла в Координационном центре Правительства РФ под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Результаты форсайта лягут в основу Единой программы исследований и разработок в сфере ИИ.
Форсайт представляет собой масштабное исследование, целью которого является выявление перспективных направлений развития науки и технологий, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе. Форсайт ориентирован не только на оценку возможных сценариев их развития, но и на выбор наиболее предпочтительных из них за счет вовлечения ключевых стейкхолдеров, ведущих ученых из разных научных школ и формирования их согласованной позиции. Основой для оценки вариантов будущего являются экспертные оценки (качественные методы), также среди методов форсайта — количественные методы и анализ больших данных. Форсайт искусственного интеллекта относится к форсайтам отраслевого уровня. Кроме них, Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проводит форсайты национального, международного, корпоративного уровней.
Работа над форсайтом ИИ началась в феврале 2024 года, почти одновременно с утверждением обновленной национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года. В исследовании приняли участие более 50 наиболее авторитетных специалистов в данной области, представителей бизнеса и органов власти. О целях и ходе форсайта в Координационном центре рассказали управляющий директор ПАО «Сбербанк» Михаил Сквирский и первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Леонид Гохберг
За методологию форсайта отвечала Вышка. Дизайн исследования определили, в частности, такие особенности сферы ИИ, как ее высокая динамичность и высокая скорость имплементации научных результатов в новые продукты и услуги, пояснил Леонид Гохберг.
Работа по определению перспективных направлений исследований в сфере ИИ была выполнена в крайне сжатые сроки (с февраля по май). За это время организаторы форсайта провели анализ глобальных трендов и рынков, научных фронтиров и точек роста, серию опросов, экспертных интервью и форсайт-сессий с участием ведущих российских исследователей в сфере ИИ.
По итогам форсайта была сформирована описывающая поисковые исследования в сфере ИИ трехуровневая классификация, включающая 10 направлений (например, фундаментальные и генеративные модели, архитектуры и алгоритмы машинного обучения, безопасность, доверие и объяснимость ИИ), 37 поднаправлений и 127 исследовательских задач.
Максим Колесников
Результаты форсайта должны будут лечь в основу Единой программы исследований и разработок в сфере ИИ, сказал замминистра экономического развития России Максим Колесников. Кроме того, принято решение рекомендовать РАН (на форсайт-сессии ее представлял президент Геннадий Красников) использовать полученные результаты с 2025 года при отборе поисковых исследований и экспертизе поступающих заявок на исследования.
Максим Колесников также напомнил, что в 2024 году заканчивается поддержка флагманских исследовательских центров в сфере ИИ, отобранных в рамках первой волны, и, чтобы обеспечить бесшовное финансирование исследований в данной области, вскоре предстоит провести отбор новых центров (третьей волны). Представитель Минэка подчеркнул, что это будет именно «новый отбор, а не автоматическое продление работы действующих центров».
Среди главных параметров нового отбора — проведение фундаментальных исследований по приоритетным темам, пересекающимся с итогами форсайта, прикладных исследований по заказу индустриальных партнеров и подготовка научных специалистов.
Дмитрий Чернышенко
«Сейчас искусственный интеллект является драйвером отраслей, призванных обеспечить развитие экономики предложения. Вместе с тем с появлением больших языковых моделей мы все больше концентрируемся на поддержке фундаментальной науки. В частности, открыли исследовательские центры в сфере ИИ, и на их базе начали готовить ученых, которых будем привлекать к адаптации генеративного ИИ под запросы отраслей. Такая кооперация позволит достичь технологического лидерства, а также улучшить качество жизни людей, создавая новые рабочие места и повышая конкурентоспособность экономики».
Вам также может быть интересно:
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.