Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений
В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.
Первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, открывая встречу, отметил, что в фокусе внимания сотрудничества университета и АСИ — нейротехнологии, развитие регионов и городов, искусственный интеллект, цифровая трансформация и др. В университете сложились сильные команды ученых по многим дисциплинам, сформированы современные базы данных по различным аспектам социально-экономического развития страны, подчеркнул Леонид Гохберг. Преподаватели и научные сотрудники Вышки ежегодно публикуют более 3 тысяч статей в ведущих мировых журналах, в том числе 40% всех российских докладов по искусственному интеллекту на международных конференциях А*, а также выполняют более 600 исследовательских проектов.
Вышка — один из самых значимых партнерских университетов для Агентства стратегических инициатив, который обладает потенциалом для разработки прорывных решений, что крайне важно для АСИ, заявил заместитель гендиректора АСИ Георгий Белозеров. «Мы не являемся финансовым институтом, не выделяем деньги, но помогаем преодолевать административные барьеры, способные помешать появлению и реализации новых инициатив», — сказал он. Важной задачей АСИ Георгий Белозеров считает выявление и масштабирование успешных практик регионов и передачу передового опыта на другие территории.
В ходе встречи представители АСИ и ВШЭ презентовали перспективные проекты. Так, директор Центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде полагает, что креативная экономика способна стать одним из ключевых драйверов развития страны. «Мы стремимся построить новый блок экономики, чтобы художник в России не был голодным, чтобы креативные индустрии влияли на социальную сферу и смежные отрасли», — сказала она. Среди возможных совместных направлений работы Екатерина Черкес-заде выделила стратегии и прогнозы развития креативных индустрий до 2030 и 2036 годов и создание регуляторики, направленной на стимулирование креативной экономики.
Директор Центра национальных рейтингов АСИ Михаил Уткин отметил: «Основная задача наших рейтингов — не ранжировать, а предлагать наилучшие решения». Сейчас центр в сотрудничестве с НИУ ВШЭ совершенствует методики в соответствии с новыми вызовами, включая доработку показателей и алгоритмов их расчета. Перспективная задача для совместных усилий — создание доказательной информационной базы.
Представители Вышки рассказали о фундаментальных и прикладных проектах. Директор Центра стратегического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Голанд сообщил о подготовке доклада «Сценарии развития российской экономики в условиях геополитической турбулентности», посвященного анализу возможных сценариев развития ключевых направлений экономики и социальной сферы на период до 2030–2036 годов. Доклад ежегодно актуализируется, он зарегистрирован как ноу-хау, доступ к нему предоставляется по лицензии. Целый ряд крупных государственных и частных компаний соответствующие лицензии уже приобрели. Наряду с докладом специалисты НИУ ВШЭ на регулярной основе готовят сопутствующие материалы, в том числе обзоры российских и зарубежных прогнозов, уникальные базы данных, специализированные консенсус-прогнозы на основе опроса более 500 ведущих российских экспертов, ежеквартальные обзоры российской экономики и социальной сферы по 14 ключевым направлениям. Доступ ко всей этой аналитике предоставляется бизнесу на коммерческой основе.
Директор НИУ ВШЭ по взаимодействию с регионами Наталья Рязанцева напомнила, что проекты Вышки реализуются в 62 регионах России. В университете реализованы 250 проектов городского и регионального развития, созданы интегрированные системы мониторинга и прогнозирования ключевых показателей социально-экономического развития регионов и городов. В них объективно отражаются развитие предпринимательства и человеческого потенциала, демографические процессы и ситуация на рынке труда. Особое внимание было уделено проектам комплексного развития территорий. Яркими примерами разработок университета стали проекты реновации Норильска и расширения его зеленых и парковых зон, а также создания квартала здоровья на базе Национального центра медицины в Якутске.
Заместитель директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Павел Рудник дополнил: «Возрастающую роль в наших исследованиях по тематике регионального развития играют методы машинного обучения и анализа больших данных. Так, для оценки широкого спектра показателей социально-экономического развития в автоматизированном режиме мы активно применяем разработанную в ИСИЭЗ систему интеллектуального анализа больших объемов данных iFORA».
Директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко сообщил, что его коллектив с 2012 года системно занимается изучением инноваций в регионах и городах. Так, в сентябре этого года на форуме «Облачные города. Форум о будущем городов БРИКС» был представлен третий выпуск Рейтинга инновационной привлекательности мировых городов — HSE Global Cities Innovation Index 2024, охвативший более 1000 агломераций в 144 странах мира. За счет сбора данных по 90 различным показателям удалось полноценно охватить три сферы: технологическое развитие, креативные индустрии и качество городской среды. Среди самых продолжительных исследований центра он также назвал Рейтинг инновационного развития субъектов РФ, 9-й выпуск которого был опубликован в августе этого года. Среди знаковых работ были отмечены Атлас экономической специализации регионов России, Рейтинг креативных регионов России, доклады по креативным специализациям российских городов, импортозависимости субъектов РФ и потенциалу их кооперации со странами ЕАЭС в промышленной сфере, а также мониторинг предпринимательской активности.
Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Смирнов сообщил, что институт завершает разработку базы данных показателей региональных прогнозов до 2030 года, сопоставимых с общим прогнозом по России. Для текущих прогнозов используется метод наукастинга, а более долгосрочные разрабатываются на основе производственной функции.
Директор Центра геоданных факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ Татьяна Анискина рассказала о рейтинге регионов по уровню климатических рисков, в котором оцениваются риски и вероятность природных катастроф. Другим крупным направлением стали оценка и поддержка климатических проектов, направленных на повышение поглощения углерода за счет лесоразведения.
Директор НИУ ВШЭ по научным исследованиям и разработкам Игорь Соколов рассказал о нейрокогнитивных исследованиях, в том числе разработках клинических нейротехнологий для сохранения когнитивных функций. Сейчас нейрокластер Вышки располагает интернациональным коллективом исследователей и уникальным научным оборудованием, в том числе автоматизированной системой неинвазивной стимуляции мозга с возможностью синхронной регистрации биотоков мозга и фиксации движения глаз. Разрабатывается система доказательств влияния городской среды на физическое и ментальное здоровье жителей, что позволит разработать индексы психологического благополучия города. Ученые НИУ ВШЭ создали нейроортез на принципах нейрообратной связи для восстановления двигательных функций верхних конечности у детей с врожденными или травматическими моторными расстройствами, позволяющий быстрее возвращать функции рук и кистей. Эти разработки возможно распространить и на взрослых. По мнению Игоря Соколова, необходимо во взаимодействии с АСИ разработать предложения по изменению правового регулирования экспериментальной медицины, что, с одной стороны, даст возможность расширить клиническую базу для развития технологий, с другой — позволит нуждающимся в новейших методах лечения людям получить современную медицинскую помощь. «Все делается в соответствии с девизом Вышки “Не для школы, а для жизни”», — уверен он.
Георгий Белозеров в завершение встречи подчеркнул, что многие разработки Вышки могут стать базой для создания конкретных решений, и предложил дополнить планы взаимодействия и активизировать координацию в областях, где НИУ ВШЭ и АСИ ведут близкие по тематике проекты. «Перечень направлений нашей деятельности не ограничивается рассмотренными сегодня темами, за время дискуссии я набросал несколько десятков идей. У нас большой потенциал взаимодействия, и вместе с командой агентства мы продолжим проработку инициатив в формате двухстороннего сотрудничества», — подытожил Леонид Гохберг.
Вам также может быть интересно:
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.