• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создание будущего: ВШЭ и Сбер провели R&D-день по искусственному интеллекту

Создание будущего: ВШЭ и Сбер провели R&D-день по искусственному интеллекту

© iStock

НИУ ВШЭ и Сбер организовали R&D-день (Research and Development), посвященный сотрудничеству в сфере разработки технологий искусственного интеллекта и промежуточным результатам работы университетского Исследовательского центра ИИ по проектам для Сбера. Участники встречи представили свои разработки, обсудили будущие совместные проекты и перспективы расширения взаимодействия университета и банка, а также то, как решить проблему «дефицита мозгов и железа».

Никита Анисимов
© Высшая школа экономики

Открывая встречу, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов отметил, что отношения Вышки и Сбера можно назвать дружескими. «Совместно мы активно участвуем в разработке технологий искусственного интеллекта. Для меня это история общих проектов и создания будущего», — сказал Никита Анисимов. Он обратил внимание, что Сбер является крупнейшим партнером Центра ИИ НИУ ВШЭ, созданного при поддержке правительства РФ в 2021 году.

Вице-президент — директор управления исследований и инноваций Сбербанка Альберт Ефимов подчеркнул, что успех центра R&D зависит от трех ключевых компонентов: компетентных специалистов, правильных инструментов (суперкомпьютеры, наставники, достаточный уровень финансирования) и умения создавать точки роста новых идей.

Альберт Ефимов
© Высшая школа экономики

Рассказывая о совместной работе Сбера и Центра ИИ НИУ ВШЭ, Альберт Ефимов описал ее как удачный образец взаимодействия науки и бизнеса, благодаря которому Сбер получает инсайты в наукоемких сферах, где бывает трудно понять, как можно извлечь прикладную пользу.

Олег Ганеев
© Высшая школа экономики

Старший вице-президент Сбербанка Олег Ганеев отметил ускорение реализации новых технологических идей. «Я вспоминаю фразу: “То, что вчера было фантазией, сегодня — мечта, а завтра — практическое воплощение”. Скорость выхода идей в практику увеличивается, я желаю на этом пути выбирать правильный вектор, чтобы результативно использовать время и давать конкретный результат», — говорит он.

В 2022 году Центр ИИ НИУ ВШЭ успешно реализовал для Сбера 11 проектов в области NLP, выявления аномалий, применения генеративных диффузионных моделей и улучшения существующих решений. Например, был реализован проект бенчмаркинга для оценки качества работы языковых моделей.

Максим Еременко
© Высшая школа экономики

Вице-президент — директор департамента развития искусственного интеллекта и машинного обучения Сбербанка Максим Еременко отметил, что диалог бизнеса и науки должен быть содержательным: «Чем больше прикладных вещей мы будем прокачивать, тем больший задел в стране мы сформируем».

Дмитрий Ветров
© Высшая школа экономики

Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра ИИ Дмитрий Ветров представил доклад об основных трендах генеративного моделирования, которые позволяют реконструировать трехмерные сцены по фото и видео, создавать генеративные модели объектов реального мира (изображения, звуки, тексты). Эти модели могут быть востребованы компаниями строительной и аграрной отраслей, фармацевтической и химической промышленности. Дмитрий Ветров отметил важность развития использования диффузных моделей для ускорения процессов моделирования. Трендом ближайших пяти лет, по его мнению, является подготовка специалистов, способных наладить эффективное общение с ИИ: киберпсихологов, киберфилософов, киберменеджеров и работников, обеспечивающих безопасность работы ИИ.

Алексей Наумов
© Высшая школа экономики

Заведующий Международной лабораторией стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных (HDI Lab) ФКН ВШЭ Алексей Наумов рассказал о технологиях обучения без подкрепления с помощью взаимодействия со средой.

Также на R&D-дне на демонстрационной сессии были представлены проекты в области развития и создания искусственного интеллекта для таких сфер, как промышленность, экология, геоаналитика, медицина, образование. И конечно, были продемонстрированы проекты, которые используют, улучшают или создают генеративные модели, модели обработки естественного языка и методы обучения с подкреплением.

«Мы считаем эти задачи стратегическими, помимо продолжения двусторонних дискуссий по прикладным задачам, мы организуем еще одну волну обсуждений, ориентируясь на стратегическое партнерство, подумаем о визионерских технологических направлениях. Хотел бы поблагодарить команду Сбера, пришедшую сегодня в Вышку, поскольку самое главное в рождении идей — это общение», — резюмировал первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Вам также может быть интересно:

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.