«Нейросеть — явление, которое двигает мир вперед»
4 сентября в НИУ ВШЭ на Покровке состоялся фестиваль нейросетевого искусства ARTificial Fest. Его организаторами выступили факультет креативных индустрий ВШЭ, HSE Career и студенческая организация «Чистый лист». Посетить праздник смогли не только студенты и сотрудники Вышки, но и все интересующиеся слиянием машинных алгоритмов с искусством.
ARTificial Fest — новый однодневный студенческий фестиваль, посвященный проявлению искусственного интеллекта в творчестве. На протяжении всего дня гостей ожидали различные игровые активности и мастер-классы от представителей Сбера, VK Education, Skillbox и МТС Al, а также от преподавателей факультета креативных индустрий и факультета компьютерных наук. Кроме того, в рамках фестиваля были представлены фантастические картины, сгенерированные ИИ Kandinsky 2.2 на тему будущего человечества.
Изначально идея создания ARTificial Fest родилась у четверых студентов ФКИ Вышки — Тимура Лузянина, Елизаветы Карпушиной, Элины Валеевой и Кирилла Каштанова.
«Мы хотели покреативить и решили принять участие во Всероссийском студенческом конкурсе “Твой ход” платформы “Россия — страна возможностей”, — рассказывает Тимур Лузянин, студент 2-го курса ОП «Медиакоммуникации». — В рамках конкурса нужно было реализовать проект до 15 сентября. Нам пришла идея организовать фестиваль в нашем центральном атриуме корпуса на Покровке, но была одна проблема — какую тему выбрать. Мы поняли, что сейчас актуально нейросетевое искусство».
Организовать фестиваль было «безумно сложно», признает Тимур. Но их команду это не пугает. «Мы хотели бы проводить его ежегодно», — отметил он.
Екатерина Козлова, первокурсница ОП «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии», решила стать волонтером ARTificial Fest, поскольку считает, что «нейросеть — явление, которое двигает мир вперед». «Я, как человек, который много занимается контентом, активно применяю нейросеть в работе, — говорит она. — У меня сегодня больше развлекательная станция, мы с ребятами играем в крокодила, но нам в этом помогает ChatGPT. По моему запросу он генерирует рандомные слова для того, чтобы участники их объясняли друг другу».
Гости ARTificial Fest также поделились с новостной службой «Вышка.Главное», почему заинтересовались фестивалем нейросетевого искусства и как используют ИИ в своей жизни.
Анастасия Пророкова, первокурсница ОП «Дизайн интерьера», решила посетить фестиваль, чтобы лучше познакомиться с университетом. «Сейчас я играла в крокодила и получила бонусные стикеры, которые потом можно обменять на призы, — объяснила Анастасия. — Я очень рада оказаться в НИУ ВШЭ, у меня большие ожидания, а пока я только вливаюсь в учебу».
Татьяна Мороз, первокурсница ОП «Когнитивная нейробиология», считает, что тема нейросети может быть связана с ее будущим обучением. «Только что я прошла станцию, где происходит битва создателей. Мы заходили в телеграм-бот и вместе с другими участниками соревновались в создании самой красивой картинки, — рассказала она. — Я уверена, что в Вышке будет интересно, здесь открытые люди, со всеми можно легко познакомиться».
Полине Ильканич, первокурснице ОП «Медиакоммуникации», на фестивале больше всего понравилась выставка от Kandinsky 2.2. «Это интересные идеи, каждая картинка уникальна и привлекает взгляд. Нейросеть совмещает что-то старинное с современным, все вместе это выглядит очень круто», — отметила Полина.
Даниил Курзуков, первокурсник ОП «Дизайн» НИУ ВШЭ, уже давно применяет ИИ в своей практике. «Например, пользуюсь ChatGPT, а еще недавно скачал фотошоп, который работает с нейросетью, — рассказал он. — Суть заключается в том, что ты можешь выделить нужную тебе зону и задать определенный параметр. А программа сама предложит разные варианты решения».
Полине Сузимовой, первокурснице ОП «Медиакоммуникации», было интересно пройти все квесты фестиваля, а затем посетить лекторий. «Меня увлекло задание на угадывание фильмов, — пояснила Полина. — Мне нравятся такие штуки, и когда я вижу что-то подобное в интернете, то всегда принимаю участие». За прохождение заданий каждый гость может получить призы. «Нужно заработать пять стикеров, но это было легко, потому что мероприятие очень приятное», — заключила Полина.
Вам также может быть интересно:
AI против AI: ученые создали нейросети для обнаружения сгенерированных вставок в текстах
Команда исследователей с участием Александра Ширнина из НИУ ВШЭ создала две модели для обнаружения в научных текстах частей, сгенерированных искусственным интеллектом. В системе AIpom соединены два типа моделей — декодер и энкодер. Система Papilusion подходит для распознания исправлений с помощью синонимов и кратких пересказов, сгенерированных нейросетью, в работе она использует модели одного типа — энкодеры. В перспективе подобные модели помогут в проверке оригинальности и достоверности научных публикаций. Статьи о системах Papilusion и AIpom опубликованы в цифровом архиве ACL Anthology.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности
Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.