• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сингапурские бизнесмены в ВШЭ

23-26 июня Высшую школу экономики в рамках специального делового тура посетила делегация Сингапурской федерации бизнеса. Об этом событии рассказывают его организаторы — директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев и директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков, — а также участники.

 

— В чем состояла основная цель этого визита? Чем он отличался от тех международных встреч, которые в Вышке нередко проводятся?

Василий Солодков: — Ситуация со всех сторон необычная. Во-первых, впервые на моей памяти для такой цели объединились два института ВШЭ — обычно у каждого своя поляна, и каждый ее обособленно возделывает. Во-вторых, впервые в Высшую школу экономики приехала столь весомая бизнес-делегация, причем не для формального знакомства, чтобы сказать: «Здравствуйте», — а чтобы послушать лекции профессоров нашего университета, задать вопросы, посмотреть и понять, что происходит в стране, встретиться с представителями бизнеса и власти.

Андрей Яковлев: — Если брать опыт не наш, а международный, то это вполне классический вариант делового и в то же время обучающего тура, когда люди, которые хотят вложить деньги в другую страну, приезжают знакомиться с местными условиями и получить помощь в налаживании контактов с представителями местного предпринимательского сообщества и органов власти. Организация именно этого курса получилась достаточно тяжелой в разных аспектах. Мы в том числе поняли, что под такие вещи в ВШЭ недостаточно выстроена внутренняя инфраструктура. Если мы ее наладим, то такого рода программы для иностранных инвесторов могли бы стать регулярными, для их продвижения можно, например, использовать механизм торгпредств, находящихся в ведении Минэкономразвития. Это было бы полезно не только для ВШЭ, но и в целом для российской экономики как инструмент демонстрации возможностей для инвестирования в Россию.

— Почему в качестве «первых ласточек» выступили именно сингапурские бизнесмены? Представители каких еще стран, на ваш взгляд, реально заинтересованы в таких программах?

Экономический рост в России — около трех процентов — мы сами считаем маленьким. Но на фоне стагнации в Европе и еле заметного оживления в Японии (а у меня были разговоры на эту тему и с японскими коллегами) в России есть много неосвоенных ниш, заполняя которые, иностранные инвесторы могли бы получать более высокий доход.

Андрей Яковлев: — Это была их собственная инициатива. Но я за последний месяц столкнулся уже с третьей ситуацией проявления подобного интереса со стороны иностранного бизнеса. Сингапур близок к Китаю, а Китай весьма заинтересован в российском рынке, так что эта географическая линия сотрудничества вполне объяснима. Но есть примеры и с другой, европейской, стороны. В начале марта я выступал с лекцией в Вероне, она была организована международным центром при местном университете совместно с региональной торгово-промышленной палатой. Они на такие события, организуемые для итальянского бизнеса, приглашают лекторов со всего мира. Так вот один из итальянских бизнесменов, например, еще в 2006 году вышел на российский рынок и затем открыл филиал своего предприятия в Калуге.
Экономический рост в России — около трех процентов — мы сами считаем маленьким. Но на фоне стагнации в Европе и еле заметного оживления в Японии (а у меня были разговоры на эту тему и с японскими коллегами) в России есть много неосвоенных ниш, заполняя которые, иностранные инвесторы могли бы получать более высокий доход.

— Как выстраивалась программа курса? Какие лекции и визиты вы предложили сингапурским бизнесменам?

Василий Солодков: — Мы исходили из объективных ограничений. Делегация прилетала всего на шесть дней, три из которых она провела в Москве, а еще три — в Санкт-Петербурге, где нашим партнером выступил Леонтьевский центр. Основная задача была в том, чтобы дать им общее представление о стране, в которую они могли бы инвестировать. Поэтому первой мы предложили им лекцию политическую — Марк Урнов рассказал о политическом климате в России, который сейчас не является, мягко говоря, самым притягательным для иностранных инвестиций.
Затем мы предложили гостям обзор ситуации в российской финансовой системе, в реальном секторе экономики, в сфере оптовой и розничной торговли. Здесь лекторами выступили Вадим Радаев, Владимир Бессонов и мы с Андреем Александровичем. То есть мы предложили гостям набор сведений, который, как мы рассчитываем, поможет сингапурским бизнесменам спланировать свою инвестиционную программу в России.

Андрей Яковлев: — Лекции проходили в первой половине дня, а после обеда сингапурцы отправлялись на те деловые встречи, которые мы по их просьбе организовали — в Торгово-промышленной палате, Минэкономразвития, банке «Credit Agricole», возглавляемом бывшим профессором ВШЭ Эриком Кебе, а также с руководителями сообщества европейских бизнесменов, работающих в России. Сингапурских коллег мы также пригласили на круглый стол, организованный в рамках конференции Международного центра изучения институтов и развития ВШЭ. Любопытный момент: когда мы еще только обговаривали программу визита, мы, конечно, предложили гостям набор культурных мероприятий, но они попросили сжать ее до минимума, заменив бизнес-встречами. Это показатель того, что люди отправились сюда с серьезными деловыми намерениями, а не в туристическую поездку.

— Какими могут быть практические результаты этого необычного мероприятия?

Василий Солодков: — Начнем с того, что Вышка пытается позиционировать себя как международный вуз, но студентов из Сингапура у нас, насколько я понимаю, еще не было. Если они появятся, мы этому будем только рады. На более общем уровне прямые результаты трудно измерить, но всегда хорошо, когда люди приобретают более четкое представление о нашей стране и, осознавая все возможности и риски, инвестируют сюда. В любом случае установление дружеских контактов между двумя странами всегда позитивное явление.

Андрей Яковлев: — Расширение объемов сингапурских инвестиций в Россию не может быть следствием отдельно взятого мероприятия, для этого нужен целый комплекс мер. А вот комплексного подхода к привлечению иностранных инвестиций в России нет. Мы постараемся свои идеи на этот счет предложить тому же Минэкономразвития, привлекая к с сотрудничеству организации в самых разных российских регионах. Не нужно замыкаться только на Москве, нужно создавать сеть структур, которые готовы были бы работать с иностранными партнерами по всей России. Высшая школа экономики могла бы быть координатором такого процесса. 


Итоги бизнес-тура сингапурской делегации прокомментировал один из ее членов, заместитель директора департамента по исследованиям и предпринимательству Министерства торговли и промышленности Сингапура То Ю Чжин:

Оптимизма добавляет то, что российское население становится все более высокообразованным, все больше интегрируется в глобальный мир. У России есть потенциал стать «мостом» между Западом и Востоком как в культурном, так и в экономическом плане.

— Роль нашего министерства заключается в том, чтобы помогать росту сингапурских компаний и, как следствие, развитию сингапурской экономики в целом. Мы помогаем бизнесменам искать точки выхода на международные рынки и одновременно привлекаем иностранных инвесторов с тем, чтобы они открывали свои офисы в Сингапуре. Мы отмечаем рост интереса сингапурских бизнесменов к России, и в рамках данного тура мы хотели узнать о возможностях, которые перед ними в России открываются. Получив лучшее представление о том, что происходит в России, как устроена российская экономика, мы сможем более эффективно сопровождать приход сингапурских компаний сюда, давать практические рекомендации, указывать на риски.
Нам интересно было узнать об устройстве политической системы в России, потому что она задает рамки для экономической деятельности. Хотелось понять, как осуществляется управление бизнесом, какие здесь существуют деловые традиции, как регулируется коммерческая деятельность. Уже самая первая лекция в Высшей школе экономики была очень информативной. Хотя профессор Урнов был довольно пессимистичен, оценивая текущую политическую ситуацию, я думаю, что люди в других странах не смотрят на Россию столь пессимистично. Оптимизма добавляет то, что российское население становится все более высокообразованным, все больше интегрируется в глобальный мир. У России есть потенциал стать «мостом» между Западом и Востоком как в культурном, так и в экономическом плане.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Зачем нужна цифровизация бизнеса и как она влияет на экономику

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запустил новый курс «Цифровая трансформация бизнеса: информационные системы и технологии» на портале «Открытое образование». Он посвящен современным методам цифровизации бизнеса и будет полезен тем, кто хочет узнать больше о бизнес-информатике. Подробнее об обучении рассказал кандидат физико-математических наук, доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Василий Корнилов.

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Директор от власти

Исследователи ВШЭ впервые протестировали на российских данных ряд гипотез о влиянии политически ангажированных членов совета директоров на эффективность компаний. Присутствие чиновников, парламентариев или лиц, аффилированных с ними, повышает инвестиционную привлекательность фирмы, но не увеличивает ее рентабельность и не облегчает доступ к кредитам.

«Если бы я не решилась учиться — не выросла бы как бизнесмен и как человек»

Иногда, чтобы найти хорошую идею для собственного бизнеса, нужно просто оглянуться на свой опыт — модель и бизнесмен Анна Барсукова, поработав в Нью-Йорке, поняла, что любая городская красотка отчаянно нуждается в поддержке свежевыжатых соков. Так появилась сеть детокс-баров Organic Religion. В рубрике «Конструктор успеха» Анна рассказала, почему учеба в вузе привлекательней подиума и как в России развивается индустрия детокса.

Топ-менеджеры охотно садятся за парту

Среди глав российских компаний свыше трети имеют два высших образования, чем резко выделяются на фоне населения в целом. Становясь студентами второй раз, топ-менеджеры стараются улучшить теоретические знания, нарастить человеческий капитал и доходы. Эти мотивы не противоречат и концепции обучения в течение всей жизни. В конце концов, постоянный апгрейд знаний — одна из гарантий конкурентоспособности. Старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Солнцев изучил спрос руководителей российских предприятий на второе высшее образование.

Дети магнатов не планируют долгую карьеру в бизнесе

На судьбу крупного бизнеса в России могут повлиять двойственные жизненные установки наследников нынешних магнатов. С одной стороны, дети предпринимателей имеют отличные стартовые возможности: они образованы и разделяют ценности родителей. С другой стороны, беззаветного трудоголизма от наследников владельцев капиталов ждать не приходится. Они в большей степени гедонисты, чем их родители, и не намерены посвящать развитию бизнеса всю свою жизнь. Уже в середине жизни дети бизнесменов планируют «дрейф» в сторону хобби, отдыха и развлечений. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Елена Рождественская впервые изучила умонастроения будущих наследников крупного российского бизнеса.

«Мы брали людей из Вышки не за диплом, а за знания»

Учеба в Вышке — это не только получение качественного образования, но и возможность стать частью профессионального сообщества выпускников и студентов университета. А это — не только приятное общение, но и деловые связи. Многие выпускники ВШЭ, владеющие собственным бизнесом или занимающие руководящие посты в компаниях, признаются, что берут на работу вышкинцев, потому что не сомневаются в их компетенциях и профессионализме. В нашей подборке владелец инвестиционного фонда, крупный трейдер, генеральный директор и другие работодатели, в прошлом — сами студенты Вышки, рассказывают, почему предпочитают работать с выпускниками родного вуза.

«Никогда не прекращайте мечтать. Прекратили — жизнь кончилась»

25 мая на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ российский предприниматель, владелец и президент группы компаний «Crocus Group» Арас Агаларов встретился со студентами университета и ответил на их многочисленные вопросы. Публикуем наиболее любопытные вопросы студентов и ответы бизнесмена.