В Вышке разрабатывают технологию идентификации текстов, сгенерированных ИИ любого типа
Ученые НИУ ВШЭ работают над созданием приложения, которое позволяет установить, написан текст человеком или сгенерирован искусственным интеллектом. Подход, на который опирается приложение, носит универсальный характер и позволяет «ловить» самых разных ботов, построенных на разной архитектуре. В ближайшее время запланировано тестирование прототипа в широком диапазоне текстов. Предполагается, что платформа будет доступна пользователям в 2025 году.
Развитие технологий искусственного интеллекта привело к тому, что объем текстов, сгенерированных ИИ, увеличивается лавинообразно. При этом тексты, которые генерируют боты, сегодня уже сложно отличить от тех, которые пишут люди. Как понять, что ты читаешь текст, созданный ИИ? Эту задачу решают исследователи Высшей школы экономики.
Проект «Поймай бота: семантические пространства дополненного ума» реализуется в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» (программа «Приоритет-2030»).
Существующие на сегодня подходы к идентификации текстов, сгенерированных ботами, зачастую базируются на работе с несколькими конкретными архитектурами бота, что существенно снижает диапазон их применения и делает уязвимыми перед будущими поколениями ботов. Цель проекта Вышки — создание эффективной системы обнаружения текстов, написанных разными программами, в широком классе ботов для различных языков.
Василий Громов
«Наша разработка отличается от разработок конкурентов. Подавляющее большинство аналогичных проектов посвящено задаче идентификации конкретных архитектур генеративных языковых моделей (к примеру, ChatGPT). Это приводит к неизбежному устареванию таких наработок по мере развития инструментов генерации текстов и (или) возникновения новых типов ботов, а также вынуждает потенциальных потребителей использовать на практике сразу несколько моделей, ответственных за обнаружение ботов с различными архитектурами. Мы “ловим” всех ботов, а не только одного или нескольких, находящихся в нашем распоряжении», — рассказывает руководитель проекта Василий Громов, профессор департамента анализа данных и искусственного интеллекта факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Разрабатываемая система опирается на несколько различных областей математического знания: теория хаотических динамических систем, топологический анализ данных, теория размерности, теория кластеризации (четкой и нечеткой), нейронные сети и др. Это обеспечивает робастность системы: бот может «подделать» одну или даже несколько характеристик, но «подделать» их все крайне трудно.
«Нами проведены широкомасштабные вычислительные эксперименты с использованием различных методов анализа данных и искусственного интеллекта, что позволило определить наборы характеристик, наиболее подходящих для различения пространств и траекторий ботов и людей, и разработать прототип программного обеспечения», — говорит Василий Громов.
В ближайшее время запланировано тестирование прототипа в широком диапазоне текстов — от художественных произведений, сгенерированных ботами, до выпускных конкурсных работ студентов НИУ ВШЭ. Планируется, что широкому кругу пользователей платформа будет доступна в 2025 году. Сначала она сможет «ловить» ботов на русском и английском языках, но ученые уже работают над увеличением числа языков, с которыми может взаимодействовать система. Это прежде всего языки стран БРИКС и языки народов России.
Вам также может быть интересно:
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.