• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

© iStock

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.

Елена Одоевская

Участников Конкурса проектов молодых ученых НИУ ВШЭ поприветствовала проректор Елена Одоевская. «Сегодня особенно отрадно встречаться с молодыми учеными. Я надеюсь, что со многими из вас мы продолжим взаимодействие в следующем году, интегрировав вас в команды более крупных проектов и используя результаты, которых вы добьетесь в этом году, чтобы обогатить наши крупные проекты — в первую очередь по образованию и по управлению. Наша задача — не просто заниматься исследованиями, а делать действительно качественные продукты, которые были бы востребованы бизнесом и университетом», — отметила она во вступительном слове.

Автоматизированное ценообразование для отелей

Руководитель проекта отдела прикладных технологических решений Института искусственного интеллекта и цифровых наук Владимир Морозов представил решение по динамическому ценообразованию для гостиничного бизнеса на базе ИИ-алгоритмов. Продукт позволяет улучшать управленческие решения и увеличивать рентабельность гостиниц за счет точного прогнозирования спроса и оптимизации расходов на рекламу.

Владимир Морозов

«Заказчик поставил перед нами задачу построить ML-алгоритм, который бы предсказывал на определенную дату или на определенное окно дат конкретную цену, которая была бы оптимальной с точки зрения загрузки номерного фонда», — рассказал он.

Потоки и ключевые метрики в этой сфере имеют цикличность и поддаются закономерностям, поэтому их можно прогнозировать и оценивать, внедряя механизм ценовой дискриминации. Однако, как показал проведенный анализ, в настоящее время российские игроки в сфере revenue management (управление доходами) не используют современные инструменты оценки, с помощью которых можно решить задачу минимизации потерь на ретроспективных данных.

Команда проекта применила ML-подход и разработала методику ценообразования, на основе которой был создан MVP-продукт. Его пилотирование запланировано в нескольких отелях заказчика.

Реализация проекта показала, что автоматизированное ценообразование может повысить выручку в среднем примерно на 6% в месяц, а также оптимизировать расходы на маркетинг, рассказал докладчик.

Онлайн-юрист для составления договоров

Андрей Боревский

Проект «Юрист AI-Powered» представил стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории искусственного интеллекта для вычислительной биологии Андрей Боревский. В проекте ИИ используется для автоматизации создания юридических документов. Таким образом решается проблема доступности юридических услуг для малого бизнеса и самозанятых, число которых за последние годы заметно выросло. Сейчас в качестве самозанятых или индивидуальных предпринимателей зарегистрированы до 10% россиян. При этом первые не обладают экспертизой в составлении договоров, а вторые ограничены в дополнительных расходах на юридические услуги. По этой причине уровень задокументированности гражданского оборота крайне низок.

Кроме того, продукт может быть востребован госучреждениями, которые стремятся повысить образованность населения.

Команда проекта создала уникальное семейство русскоязычных LLM, генерирующих юридические договоры с опорой на обновляющееся законодательство. Для каждого из подвида договоров были созданы типовые шаблоны. Также было собрано и обработано множество текстовых запросов разной степени детализированности и юридической полноты для гибкости итогового сервиса при взаимодействии с разными клиентами.

На данном этапе команда ставит перед собой задачу создать онлайн-сервис, имплементируя его в сервис системы защиты персональных данных пользователей, рассказал докладчик.

ИИ-помощник для проверки данных

Анастасия Семенова

Младший научный сотрудник Центра междисциплинарных фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Анастасия Семенова представила проект «Методы и программные средства построения взвешенных моделей для проведения метаанализа». Он нацелен на разработку ИИ-инструментов для автоматического выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях.

Таким образом, ИИ проверяет достоверность и оценивает качество выполнения анализа эмпирических данных в научных статьях. Сервис будет полезен в работе исследователей, научных издательств и университетов, пояснила докладчица. Новый ИИ-помощник значительно сократит время на проверку подаваемых научных рукописей и увеличит эффективность этой работы.

В дальнейшем планируется добавить в продукт инструменты проверки также рисунков и графиков. Кроме того, будет развит рекомендательный сервис по удалению тех или иных статей из включаемых в метаанализ.

Чат-ассистент для студентов Вышки

Проект «Применение больших лингвистических моделей для помощи студентам НИУ ВШЭ», который представила программист отдела прикладных технологических решений Института искусственного интеллекта и цифровых наук Виктория Берестова, посвящен разработке нового чат-ассистента для студентов и сотрудников Вышки. Он использует большие языковые модели для предоставления организационно-правовой информации и помощи в учебном процессе.

Виктория Берестова

«Необходимо оптимизировать работу сотрудников учебных центров, разгрузить учебные офисы от однотипных задач и предоставлять быстрые и информативные консультации студентам», — пояснила докладчица.

Новый бот дает более развернутые ответы, чем действующий, а также снабжает их ссылками на источники — соответствующую страницу на портале университета.

Пока демоверсия чат-ассистента работает на платформе Telegram.

Анализ траектории движения глаз

Антон Сурков

Младший научный сотрудник Лаборатории социальной и когнитивной информатики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Антон Сурков рассказал о создании Python-библиотеки для анализа окуломоторных данных (данные о движении глаз, координаты, на которых в определенный момент времени находится взгляд человека). Сервис обеспечивает обработку, визуализацию и машинное обучение для анализа движений глаз. Он позволяет исследователям в когнитивных науках, медицине, маркетинге и образовании извлекать важные данные, проводить глубокое обучение и сравнивать траектории движений глаз в едином инструменте.

По словам докладчика, существующий софт — кнопочный и не имеет возможности гибкой настройки. Программистам приходится писать код с нуля, а у исследований низкая воспроизводимость. Создание Python-библиотеки с открытым исходным кодом позволит реализовать весь пайплайн исследования от сырых данных к модели. Каждый этап можно кастомизировать и экспериментировать с различными алгоритмами. При этом обработанные данные можно забрать на любом этапе и экспортировать  для работы с другими инструментами.

Продукт интегрирован со Scikit-learn (один из наиболее широко используемых пакетов Python для Data Science и Machine Learning) и PyTorch Lightning (библиотека Python с открытым исходным кодом, которая предоставляет интерфейс для фреймворка глубокого обучения PyTorch), которые используются десятками тысяч людей по всему миру.

«Создан уникальный инструмент, который со временем сможет повысить престиж лаборатории и HSE в области анализа движений глаз. Уже сейчас мы можем сказать, что библиотека будет полезна для исследований с движениями глаз, проводящихся лабораторией», — отметил докладчик.

Управление аватаром на 3D-сцене

Коллектив Научно-учебной лаборатории облачных и мобильных технологий представил результаты проекта по созданию интерактивной платформы стриминга «ПокетСтример». Это новое решение для создания и трансляции виртуальных аватаров с возможностью интерактивного взаимодействия с аудиторией в реальном времени.

Докладчик отметил, что сфера виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (AR) и интерактивных трансляций набирает популярность, предоставляя пользователю уникальный опыт погружения и предлагая ему новые формы взаимодействия. Исследование и разработка ПО в области виртуальной реальности и интерактивных трансляций занимают важное место в современном мире медиатехнологий.

Анализ рынка показывает, что многие существующие решения ограничиваются базовыми функциями и не предоставляют полной интеграции с разнообразными платформами трансляций. Они часто не обладают достаточной гибкостью в настройке виртуального пространства и взаимодействия с аудиторией. Также многие инструменты не предусматривают эффективную обратную связь от аудитории, что ограничивает возможности для интерактивности во время онлайн-мероприятий.

«Растущий интерес к онлайн-мероприятиям, таким как вебинары, онлайн-конференции и стримы, требует новых технологических решений для улучшения взаимодействия между ведущими и аудиторией», — подчеркнул член команды проекта Пань Чжэну.

Созданный командой Вышки сервис отслеживает и воспроизводит на аватаре движения тела и головы пользователя — повороты, наклоны, движения глаз, рта, бровей и щек. 3D-сцена обеспечивает более удобный и привлекательный способ представления контента, а захват лица и тела выступающего обеспечивает передачу выражения эмоций и фиксации жестов для привлечения зрителей к взаимодействию с ведущим.

Платформа особенно полезна для образовательных стримов, добавляя элементы геймификации и улучшая вовлеченность обучающихся.

Вам также может быть интересно:

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

Речевая (не)норма: в Вышке представили инструменты для оценки ментальных проблем

Зачастую люди с неврологическими и психическими расстройствами обладают определенными особенностями речи. В современной клинической практике могут быть востребованы цифровые инструменты, позволяющие проводить речевую терапию и реабилитацию при нарушениях речи. Кроме того, в перспективе цифровые инструменты способны помочь медикам оценивать тяжесть симптоматики таких расстройств.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Нейроученые обнаружили, что мозг реагирует на убеждение по принципу Анны Карениной

Группа ученых из НИУ ВШЭ изучила нейромеханизмы убеждения. С помощью МРТ-сканера исследователи зарегистрировали реакцию мозга испытуемых на доводы экспертов о вреде сахара. Оказалось, что мозг тех участников исследования, кто не поддавался убеждению, реагировал на доводы эксперта одинаково, а мозг тех, кого удалось убедить, реагировал по-разному. Таким образом, успешное убедительное сообщение влияет на мнение очень индивидуально, подбирая свой ключ к ктивности мозга человека. Результаты исследования опубликованы в PNAS.

Стратегии роста: как корпорациям добиться антихрупкости в период турбулентности

Школа финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ 7 ноября представила подготовленную группой ученых и практиков финансового управления коллективную монографию «Российские корпорации в новой реальности. Финансовые стратегии на пути к антихрупкости», вышедшую в издательском доме университета. В презентации и обсуждении результатов исследования приняли участие авторы книги и представители бизнес-сообщества.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.