Ученые ВШЭ рассказали, как определить важные для речевой функции области мозга при операциях
Сотрудники Центра языка и мозга НИУ ВШЭ провели школу по трактографии — методу, который позволяет «увидеть» важнейшие связи в мозге и помогает хирургам избежать повреждений критически важных для речевой функции областей во время операции. Участниками курса стали нейрохирурги и радиологи из Москвы и других регионов страны, интересующиеся методами предоперационного картирования речи.
Трактография — это способ построения 3D-моделей проводящих путей головного мозга на основе данных диффузионно-взвешенной МРТ. В белом веществе мозга вода движется преимущественно вдоль нервных волокон, и именно это направление можно восстановить с помощью специальных алгоритмов. Один из таких методов — диффузионно-тензорная визуализация (DTI), которая позволяет оценить степень упорядоченности движения молекул воды и построить карту трактов белого вещества.
Во время курса участники не только обсудили ряд теоретических вопросов, касающихся предоперационного и интраоперационного картирования речевой функции и трактов, но и приобрели новые практические навыки ручной реконструкции моделей в программе TrackVis на основе предобработанных структурных МРТ-изображений.
Отдельная лекция была посвящена лингвистическим тестам для интраоперационного картирования — технике, при которой врачи определяют речевые зоны во время операции.
Анна Комиссаренко
«Локализация речевой функции — важнейший этап планирования хирургического лечения пациентов с поражениями доминантного по речи полушария. Сотрудники Центра языка и мозга накопили значительный опыт в области дооперационного картирования речи, который позволяет минимизировать риски осложнений и повысить эффективность вмешательств. Мы рады поделиться своими знаниями и практическими рекомендациями с коллегами-хирургами, что поможет внести вклад в развитие современной нейрохирургии и улучшение качества медицинской помощи пациентам», — отметила Анна Комиссаренко, младший научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ обладает широкой экспертизой в области лингвистического сопровождения нейрохирургических пациентов. Важное направление работы центра — разработка специализированных лингвистических тестов для выявления функционально значимых речевых зон при планировании и во время проведения нейрохирургических операций. Специалисты центра исследуют, как при опухолях и эпилепсии происходит реорганизация речевой функции в мозге. Особое внимание уделяется изучению роли проводящих путей белого вещества в обеспечении речевой функции. Полученные данные используются как в научной работе, так и в клинической практике — при проведении дооперационного картирования и интраоперационного мониторинга речи. Практический курс вызвал живой интерес у участников и стал площадкой для междисциплинарного диалога между нейролингвистами и врачами.
Анастасия Паршунина, врач-нейрохирург
«В момент операции необходимо соблюсти баланс между радикальностью операции и функциональным статусом пациента. При удалении опухоли, расположенной вблизи речевой зоны, у пациента с сохранной речью важно, чтобы после лечения пациент также мог разговаривать и понимать обращенную к нему речь. Поэтому умение строить тракты необходимо для предоперационного планирования хода лечения и понимания взаимоотношения опухоли и функционально значимых структур. Школа помогла лучше понять принципы анатомии и возможности 3D-моделирования с целью проведения предоперационной подготовки. Спасибо организаторам курса. За два дня работы школы мы получили полезную теоретическую информацию и необходимые практические навыки построения трактов в программе TrackVis».
Центр языка и мозга благодарит всех участников и приглашает следить за новостями о новых школах и образовательных программах.
Вам также может быть интересно:
В НИУ ВШЭ стартовал СТП «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования»
Стратегический технологический проект нацелен на создание и внедрение технологий системного анализа и прогнозирования в интересах государства, бизнеса и общества для обеспечения технологического лидерства, суверенитета и безопасности России.
«Человеческое существование без математики сегодня трудно, а завтра будет просто невозможно»
Математики всего мира говорят на одном языке и продолжают сотрудничество, несмотря на сложности последних лет. Центр их общения перемещается в Китай, где ученые разных стран встречаются на конференциях и других научных мероприятиях. Сотрудничество с ведущими китайскими университетами перспективно для продолжения прежних и организации новых контактов. Об этом, а также о том, что такое ИИ и почему государство должно сотрудничать с математиками, новостной службе «Вышка.Главное» рассказал заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм НИУ ВШЭ Валерий Гриценко.
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Новые модели изучения заболеваний: от чашки Петри до органов-на-чипе
Биологи из НИУ ВШЭ совместно с исследователями из НМИЦ АГП им. В.И. Кулакова используют новейшие микрофлюидные технологии для изучения преэклампсии — одного из самых опасных осложнений беременности, которое угрожает жизни и здоровью матери и ребенка. В статье, опубликованной в BioChip Journal, они рассмотрели современные клеточные модели, включая передовые технологии «плацента-на-чипе», позволяющие глубже понять механизмы заболевания и разработать эффективные лекарства.
В НИУ ВШЭ запущены стратегические технологические проекты
Стратегические технологические проекты Высшей школы экономики реализуются в интересах достижения целевой модели развития университета и предусматривают формирование пула инновационных продуктов и услуг. Они сформированы по трем направлениям: социально-экономическое и научно-технологическое прогнозирование, технологии связи 6G и искусственный интеллект.
Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».
Внутренние часы: как сердце и эмоции меняют ощущение времени
Восприятие времени зависит от частоты сердцебиения — к такому выводу пришли нейроученые из НИУ ВШЭ. В эксперименте добровольцы смотрели короткие видео с разной эмоциональной окраской и оценивали их продолжительность, пока ученые фиксировали сердечную активность с помощью ЭКГ. Оказалось, что чем медленнее билось сердце участника, тем короче ему казалось видео, особенно это проявлялось при просмотре неприятного контента. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.