«Вся наша жизнь — динамическая система»
Недавно Лаборатория топологических методов в динамике, которой в нижегородском кампусе заведует профессор ВШЭ Ольга Починка, получила статус международной. О прикладной пользе исследований в фундаментальной математике и грандиозных планах на будущее Ольга Витальевна рассказала новостной службе портала. Это интервью — первое в рамках спецпроекта о работе Международных лабораторий Вышки.
Чем занимается Лаборатория
Наши исследования посвящены развитию теории динамических систем и приложений. Результаты работы помогают описывать уже существующие явления или моделировать ситуации в разных областях: экономике, биологии, IT-сфере. Вся наша жизнь, всё, что движется, — это динамическая система. Когда исследователь хочет объяснить изменения во времени и пространстве, он составляет модель — динамическую систему, а далее на основе ее анализа делает выводы и прогнозы.
Исследования в фундаментальной математике — вотчина нижегородских учёных
Ещё в 40-х годах прошлого века академик А.А. Андронов начал заниматься теорией нелинейных колебаний. Он создал в Нижнем Новгороде целую школу, воспитал многих учёных, которые впоследствии работали в разных вузах города. Его дело продолжили его коллеги и ученики: Е.А. Леонтович-Андронова, А.Г. Майер, Ю.И. Неймарк, Л.П. Шильников. В 2015 году мы, ученики школы Андронова, пришли в Высшую школу экономики. Увлечённые единой идеей развития математики мы стали трудиться под одной крышей в уже существующей лаборатории. Через два года, в 2017-м, официально открылась наша Лаборатория, где мы с тех пор и занимаемся исследованием динамических систем. Коллектив лаборатории, конечно, за несколько лет увеличился. Если в самом начале пути это был кружок из четырех-пяти человек, то теперь у нас 25 сотрудников. Среди них учёные, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты. Например, у нас есть стажёр-исследователь Данила Шубин. Он только окончил первый курс, а уже участвовал в международной конференции!
Данила Шубин,
студент НИУ ВШЭ-Нижний Новгород
— В лаборатории я занимаюсь исследованиями в области качественной теории динамических систем. В прошлом году вместе с Ольгой Витальевной, моим научным руководителем, мы написали статью, посвящённую классификации систем в n-мерной сфере. Сейчас я изучаю свойства потоков: это необходимо для работы над следующей классификационной задачей. Говорить о прикладном использовании моих исследований вряд ли приходится: они носят фундаментальный характер. Помимо исследований я участвую в подготовке мероприятий лаборатории: конференций, Летней математической школы. Мне интересна математика, так как я люблю изучать и узнавать новое, а эта единственная наука, истины которой абсолютны. Ещё меня привлекают красота многих доказательств и возможность решать интересные задачи.
Каких студентов ждет Лаборатория
Самое главное для наших сотрудников — любовь к математике, ей посвящено всё наше внимание. Важны упорство, умение работать с абстрактными понятиями, цифрами и ПК. Не все студенты справляются с нагрузкой, ведь Лаборатория требует постоянного участия в научной жизни. С первого дня сотрудники должны выступать на конференциях, проводить исследования, писать отчёты, работать над научными статьями. Поэтому интерес к науке — тоже обязательный фактор. Но эти сложности не пугают молодых учёных: студенты, ставшие сотрудниками Лаборатории, очень гордятся этим фактом. Быть частью такого коллектива означает для них некую избранность.
Кто руководит Лабораторией
С 1 июля лаборатория получила статус международной. В связи с этим нашим научным руководителем стал профессор Имперского колледжа Лондона Дмитрий Тураев. Этот статус и работа с учёным иностранного университета, конечно, предполагает расширение международного сотрудничества. В этом я вижу одни плюсы. Проекты с коллегами из других стран очень полезны: иной взгляд на проблему, иной подход, отличное от твоего мнение помогают генерировать новые идеи.
Дмитрий Тураев — профессор британского университета Imperial College London. Выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики Горьковского государственного университета (ныне — Национальный исследовательский Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского), ученик Л.П. Шильникова, выдающегося советского и российского математика, долгое время возглавлявшего школу Андронова. Работал в Израиле и Германии, сейчас преподает и занимается наукой в Великобритании. Автор более 140 научных статей и двух монографий, изданных на английском, русском и китайском языках. Научные интересы — динамические системы, теории бифуркаций и динамика игр.
Как финансируется Лаборатория
При открытии кампус Вышки выделил для нас помещение и технику. Основные средства сейчас Лаборатория получает от Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. С присвоением нам международного статуса кампус выделит дополнительные 2 миллиона рублей в год. Огромная часть специализированного оборудования закупается на гранты. К примеру, сейчас мы пишем заявку на мегагрант от правительства РФ (сотрудники московского кампуса НИУ ВШЭ отдали приоритет нашей лаборатории). Выиграем ли сумму в 90 миллионов рублей (она выделяется на три года), станет известно только в ноябре, но мы надеемся на положительный результат. Кроме того, совместно с коллегами из столицы мы участвуем в конкурсе на создание Международного математического центра. В случае победы получим 10 миллионов рублей в год. Сейчас также в Лаборатории семь-восемь проектов, финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), а также Российским научным фондом (РНФ), каждый из которых длится как минимум два-три года.
Для нас важно сохранить все проекты, которые мы имеем.
Кроме научной деятельности мы занимаемся и бурной просветительской. Проводим конференции для студентов и даже школьников — готовим кадры заранее
Кроме того, в 2022 году у нас запланировано большое международное мероприятие. В Санкт-Петербурге пройдёт Интернациональный математический конгресс, на который прилетят учёные из разных стран. В рамках этого события в городах России запланированы сопроводительные конференции. Одну из них примет Нижний Новгород, и в частности наша Лаборатория.
Ученые степени молодых исследователей
Публикационная активность
Починка Ольга Витальевна
заведующий лабораторией топологических методов в динамике
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ и ВТБ запустили онлайн-курс для школьников и студентов «Математика для неЛюбителей»
Авторы курса в восьми уроках на примерах из жизни показывают важность и нужность математики. Курс предназначен для школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, и студентов, обучающихся по специальностям, не требующим углубленного знания этого предмета. Проект реализован учеными и преподавателями НИУ ВШЭ по инициативе ректора Никиты Анисимова при поддержке Банка ВТБ.
«Это была прекрасная школа для нового поколения математиков»
На прошлой неделе в НИУ ВШЭ прошла пятидневная конференция по алгебраической геометрии и математической физике, организованная совместно с Пекинским институтом математических наук и приложений. В ней приняли участие более 30 математиков из ведущих университетов мира, в том числе молодые ученые.
Математики России и Китая встретятся в Вышке
С 5 по 9 ноября 2024 года в НИУ ВШЭ пройдет совместная конференция по алгебраической геометрии и математической физике Высшей школы экономики и Пекинского института математических наук и приложений. Более 30 математиков из ведущих университетов России и Китая выступят с докладами о современных достижениях в области геометрии и математической физики. Конференция пройдет в гибридном формате.
НИУ ВШЭ проведет студенческую школу-конференцию «Математическая весна — 2023»
С 27 по 30 марта 2023 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ пройдет четвертая студенческая школа-конференция «Математическая весна — 2023», которая организована Международной лабораторией динамических систем и приложений НИУ ВШЭ при поддержке мегагранта правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты».
«Теория чисел помогает тренировать абстрактное и категорное мышление»
«Введение в теорию чисел» — авторский онлайн- курс Владимира Шарича, старшего преподавателя факультета математики НИУ ВШЭ. Программа воспитывает вкус к математической красоте и дает практические алгоритмичные инструменты для поиска ответов на теоретико-числовые вопросы. Курс интегрирован в учебные планы в формате смешанного обучения в Вышке и в вузах-партнерах.
В Вышке стартует курс ДПО для школьных учителей математики
3 октября в НИУ ВШЭ начинается программа ДПО «Математика и ее приложения для преподавателей старших классов». Она рассчитана на школьных учителей математики, информатики, естественных наук, а также студентов старших курсов педагогических вузов со специализацией «математика», «физика», «информатика».
Студенты ВШЭ заняли призовые места на международной олимпиаде по математике IMC-2022
29-я Международная студенческая олимпиада по математике (International Mathematics Competition for University Students) прошла в начале августа в смешанном формате — очно в болгарском Благоевграде и онлайн. Наград удостоились восемь учащихся факультета компьютерных наук и факультета математики Высшей школы экономики.
«Математика — это праздник, который всегда с тобой»
Почему всем нам нужно изучать математику? Как устроено математическое образование — в мире, России и Вышке? Где работают и чем занимаются выпускники математических специальностей? На эти и другие вопросы в интервью YouTube-каналу ВШЭ ответили Александра Скрипченко, декан факультета математики НИУ ВШЭ, и Иван Аржанцев, декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Два проекта НИУ ВШЭ стали победителями в очередном конкурсе «мегагрантов»
В седьмой раз состоялся конкурс на предоставление «мегагрантов» для поддержки исследований под руководством ведущих мировых ученых. Научная группа в Нижнем Новгороде будет изучать динамические системы, а в Москве появится лаборатория социальной нейробиологии.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.